Фото агентства городских новостей "Москва"
Еще до коронавирусного кризиса президент РФ Владимир Путин заявил в интервью ТАСС, что, согласно методике Всемирного банка, доля среднего класса в нашей стране выше 70%. Принадлежать к нему можно, имея доход более полутора МРОТ, который в России составляет 12 тыс.
Сейчас средний класс пострадал очень заметно, как ни определяй его долю. К нему точно принадлежит большинство городских жителей, работающих в сфере услуг, преимущественно замороженной во время пандемии. Путин обещал бизнесу доплаты по 12 тыс. руб. на работника. Если следовать все той же методике Всемирного банка, это должно помочь людям сохранить классовое соответствие.
На самом деле принадлежность к среднему классу определяется не только ежемесячным доходом, но и стандартами потребления, организацией досуга, культурными запросами, самосознанием. Падение доходов влияет на возможности, но не на потребности. Нельзя до пандемии принадлежать к среднему классу, а сразу после – уже нет. Человек будет добиваться того, чтобы уровень его доходов вновь соответствовал его индивидуальным – и вместе с тем классовым – запросам. Он не удовлетворится тем, что в пирамиде потребностей опустился на пару ступеней.
Средний класс, как бы ни вычисляли его долю, должен сохраниться и после пандемии, но изменятся ли его политические настроения и привычки? Речь и сейчас не идет о людях, настроенных исключительно оппозиционно. Значительная часть среднего класса голосует за власть, многие делают это не по убеждениям, а по аполитичной инерции. Вместе с тем именно в этой прослойке выше интерес к политическим изменениям, снижению роли государства в экономике, общественной и частной жизни. Представители среднего класса, в том числе и в силу качества образования, чаще склонны к критической оценке действительности, проявляют волю к самостоятельности и ответственности.
Пандемия может это изменить, по крайней мере на время. Падение доходов, их несоответствие потребительским запросам граждан, неясность перспектив и сроков восстановления экономики, вынужденный расчет городских предпринимателей на помощь государства – все это, возможно, ведет и к социально-политической трансформации. Границы зависимого от государства класса расширяются. Он в таких условиях включает в себя и средний класс. Поддержка кандидатов и партии власти может стать необходимым условием сохранения доходов и стандартов потребления. Альтернатива – свободное плавание, к которому ни бизнес, ни средний класс сейчас не готовы. Другими словами, один из вариантов развития событий – прогрессирующая благодарность независимой новой буржуазии, восприятие власти как гаранта привычного стандарта жизни и, как следствие, укрепление нынешней системы.
Другой вариант – прямо противоположный. В конце концов, государство раздает не свои деньги. Оно – проекция общественной воли и договора. Эпидемический кризис может лишь укрепить убежденность значительной части среднего класса в том, что отношения государства и общества устроены неправильно, самые современные секторы экономики несправедливо воспринимаются властью как стратегически второстепенные, а частный бизнес лишен настоящего политического представительства.
Последнее необходимо вовсе не для того, чтобы Госдума выглядела красиво. Просто в системе власти должны присутствовать те, для кого выработка законов в интересах бизнеса – не вынужденное занятие, а основная работа. И средний класс вместо растворения в классе зависимом может настаивать на этом с новой силой.
комментарии(1)
0
Аркадий 09:24 21.04.2020
Средний класс только что ограблен налогом на проценты с депозитов, введенным явочным порядком посредине взаимоотношений представителей среднего класса с банками (я говорю о "длинных" вкладах). Угадайте реакцию среднего класса. В том числе и "классовую". Угадали? Средний класс не пойдет "голосовать против" (потому что он знает устройство машины "ГАС-выборы"). Но он сделал свои выводы. Если в ход пойдут шарфы и табакерки, средний класс это одобрит, не сомневайтесь. Это я для Вас пишу, Константин.