Как выглядел виртуальный митинг в Ростове-на-Дону. Скриншот программы "Яндекс.Карты"
Виртуальные митинги, прошедшие в российских городах в начале этой недели, вполне можно назвать протестной инновацией. Участникам таких акций не пришлось нарушать режим самоизоляции. Не было никаких столкновений с полицией. Граждане просто оставляли сообщения на виртуальных картах «Яндекса», пользуясь специальным сервисом. Помешать таким акциям может только сам «Яндекс», стирая политические месседжи, призывы и обращения к властям.
Участники онлайн-митингов преимущественно выступали против режима самоизоляции, который не позволяет им полноценно работать и зарабатывать. Кто-то призывал к смягчению «антивирусных» мер, а кто-то – напротив – к их ужесточению, к введению полноценного режима чрезвычайной ситуации, который давал бы гражданам законное право на компенсацию финансовых потерь.
Показательно, что власть и околовластные круги очень по-разному отреагировали на онлайн-митинги. Например, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Мы очень тщательно отслеживаем появление разных форматов в интернет-пространстве… Мы с большим вниманием относимся к тем сообщениям, где люди говорят о тех сложностях, которые они переживают, и о причинах таких сложностей».
В свою очередь, телеведущий Владимир Соловьев обрушился в YouTube на онлайн-митинги, призвал создать «информационный Смерш», огласил весь список СМИ, освещавших активность в «Яндекс.Картах», упомянув и Михаила Ходорковского. Конечно, всегда можно сказать, что Соловьев выражает только личную точку зрения, это не позиция власти. Но скорее он выбирает дискурсивную стратегию среди тех, которые представлены среди правящей элиты. Есть стратегия «слушать, стараться понять и использовать». Альтернативный вариант – информационный Смерш.
Виртуальные митинги – относительно новое явление. Это довольно перспективный формат протеста и политического высказывания, если учесть и действующий запрет на массовые мероприятия, и общие сложности с их проведением даже в нормальных, безвирусных условиях. Элита, определяясь с тем, как относиться к онлайн-митингам, в целом выбирает модель поведения в актуальной политической реальности.
Понятно, что любой протест неудобен власти. Конечно, для всей правящей элиты было бы идеально, если бы все граждане спокойно выполняли указания, не роптали и ждали, пока в конце туннеля покажется свет. Но идеальных условий для власти нет. Ей приходится решать, что хуже – смириться с некомфортной, конфликтной формой политического высказывания или проигнорировать его содержание.
«Либеральный» подход означает, что объективное содержание важнее, то есть лучше услышать граждан, чем проигнорировать их мнение. Записи могут появляться на виртуальной карте, но за ними стоят вовсе не виртуальные люди. Если власть показывает, что слышит их, то и у нее самой больше шансов быть услышанной и понятой, когда она предпринимает какие-то шаги.
Альтернативный «Смерш-подход» предполагает, что власть не признает за онлайн-митингами никакого объективного содержания. Они просто воспринимаются как раскачивание лодки и происки беглых олигархов. Ставка делается на некое искусственное, виртуальное общество, которое верит в такой нарратив, а недовольство представляется как мнение малозначимого меньшинства, внимание к которому чуть ли не преступно. Управлять реальной страной, особенно в период кризиса и фрустрации общества, при таком подходе крайне затруднительно.
комментарии(0)