Коллаж НГ-Online
Председатель Союза театральных деятелей (СТД) России Александр Калягин на днях попросил чиновников поддержать театры: «Я обращаюсь ко всем властным структурам, к Министерству культуры России, ко всем региональным Министерствам культуры, к департаментам культуры с просьбой: не забудьте о поддержке театров! Пандемия завершится, наладится жизнь, но она не будет полноценной, если будут разрушены театры. А эта угроза вполне реальная», – написал он в своем обращении. Союз театральных деятелей изучает, как сейчас обстоят дела в театральной отрасли в РФ.
По словам Калягина, в некоторых регионах, согласно распоряжению главы российского правительства Михаила Мишустина от 3 апреля, уже скорректированы государственные задания, выплачиваются субсидии на заработную плату, компенсируются расходы на заработную плату и коммунальные платежи (в качестве примера глава СТД приводит Ульяновскую область и Хакасию). На другом полюсе – Санкт-Петербург, где театры еще при планировании и утверждении бюджета на текущий год «были поставлены перед фактом полного отсутствия средств на новые постановки (сокращение бюджетного финансирования). А теперь, когда театры несколько месяцев не будут играть спектакли, они лишились и доходов от продажи билетов, но компенсировать их никто не собирается». Впрочем, на обращение Калягина мгновенно отреагировал комитет по культуре Северной столицы, сообщив, что снизил показатели по заполняемости залов и числу спектаклей, которых театры должны достигнуть к концу года.
Безусловно, культурные учреждения оказались в катастрофической ситуации: творческий процесс остановлен, планы на будущий сезон под вопросом, международные проекты сорвались или оказались на грани срыва. Но главное – из-за недобросовестных партнеров среди билетных операторов некоторые театры не могут получить деньги за проданные билеты, чтобы вернуть их зрителям.
Что касается выплат и средств на содержание зданий, то бюджетом финансы по этим статьям были запланированы и уже выплачены. Другое дело, что бюджетная часть зарплат в большинстве своем минимальная (зачастую соответствует прожиточному минимуму), а основная доплата идет из внебюджета, который, в свою очередь, зависит именно от выручки, то есть от проданных билетов.
Здесь и требуется помощь от государства театрам – а значит, их сотрудникам, людям, которые оказались на грани выживания. И Министерство культуры пишет письма в Министерство финансов и пытается договориться о компенсациях для театров (и не только, здесь и музеи и другие ведомственные учреждения).
Крупные театры (а также оркестры и вузы) получают президентские, правительственные и региональные гранты. Но гранты эти тем не менее предполагают определенную отчетность, то есть выдаются за деятельность, за творческие проекты.
В этом отношении кризис бросает руководителям вызов: как занять труппу, как использовать накопленные за годы (десятилетия и даже сотни лет) существования ресурсы, как обосновать получение дотаций? Простой можно превратить во время бесконечного творческого поиска, и речь не только об организации онлайн-вещания, которое само по себе не задействует труда артистов или персонала (гримеров, костюмеров и т.д.). Поднять библиотеки и архивы и систематизировать их (а то и сделать находки), организовать мастер-классы артистов (пусть и онлайн), оформить методические пособия, составить сборники статей и т.п. В этом случае из кризиса можно выйти не с потерями, а с приобретениями.
комментарии(0)