Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Политический сезон в России в период пандемии пытаются сверстать почти как недоигранный футбольный. Власти нужно определить, когда провести символически важный парад Победы и организовать голосование по поправкам к Конституции, а в качестве временного ориентира значатся осенние региональные выборы.
Плебисцит по поправкам здесь особенно интересен. Владимир Путин объявил о готовящихся изменениях в Основном законе еще до прихода коронавируса. Голосование было задумано как дополнительный инструмент легитимизации инициативы власти, частичной переверстки политической системы, в которую впоследствии вписали и потенциальный новый срок действующего президента. В Кремле при этом не раз подчеркивали, что поправки не затронут фундамент Конституции, следовательно, плебисцит – акт доброй воли власти.
Едва ли власть сомневалась в том, что ее инициатива получит поддержку заметного большинства, в каком бы формате она ни была реализована. Рейтинг Путина оставался – и остается – высоким. В январе, сразу после объявления о готовящихся поправках к Конституции, он сменил правительство Дмитрия Медведева на кабинет Михаила Мишустина. Такие ходы всегда повышают политические котировки власти, если за новым премьером не тянется шлейф ошибок его предшественника. В январе этого года казалось, что в краткосрочной – полугодичной – перспективе никаких серьезных рисков для рейтингов власти не предвидится.
Коронавирус создал такие риски, причем в одночасье. Развитие ситуации с пандемией непредсказуемо, причем не только в России. Как оценить, начался ли спад заболеваемости? Выдержит ли система здравоохранения? Какие полномочия передать регионам, а что решать на федеральном уровне? Как быть с безработицей и простоем предприятий, причем вовсе не только крупного бизнеса? Выполнит ли власть взятые на себя еще до эпидемии социальные обязательства? Тест сдает вся система власти. Более того, именно сейчас ей приходится куда чаще, чем обычно, реагировать на критику оппозиции, ведь следом за ней в интернет оказались вытеснены и граждане: они сидят дома, листают новости и соцсети.
Поправки к Конституции содержательно никак не связаны с коронавирусом и его последствиями. Но большинство граждан, о чем говорят все соцопросы, Основной закон знают плохо. И их голосование – это, в общем, ответ на вопрос: готовы ли мы позволить этой власти сделать свое видение страны и государственного устройства общей, обязательной для всех нормой? Доверяем ли мы ей настолько? И получается, что голосование в любом случае помещается в актуальный политико-экономический и социально-экономический контекст. Власти, которая обещает новые социальные гарантии, граждане могут доверить изменения в Конституции. А вот власти, которая неважно справляется с экономическими последствиями эпидемии, – совсем не обязательно.
Поэтому для правящей элиты вопрос о времени голосования становится важным. Никаких гарантий стабильного рейтинга нет, предсказать позитивные тренды крайне сложно. Голосование нельзя привязывать к осенней кампании, потому что на местах с губернаторов будут спрашивать «за коронавирус», это может отразиться напрямую и на результатах плебисцита. Откладывать эту процедуру на долгий срок тоже невыгодно: кризис может получиться долгим. Осень в принципе грозит стать периодом новой политической нормальности для власти – будут ощущаться последствия пандемии, претензии к правящим кругам могут зазвучать отчетливее и громче.
Именно поэтому формула «летом – парад и голосование, осенью – региональные выборы» становится реальной. Фактический референдум о доверии власти хотят привязать ко времени ослабления карантинных мер и его ярким публичным символам.
комментарии(0)