Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Федеральное правительство выпустило несколько актов, предусматривающих разные виды поддержки культурных учреждений в период эпидемии. Особенно интересы два документа. Первый – распоряжение – гарантирует прямую финансовую поддержку Большого театра, Эрмитажа, а также институций, учредителем которых является Министерство культуры. Им из резервного фонда правительства РФ выделят более 3,8 млрд руб. Распределять эти деньги в виде субсидий будут по специально разработанной формуле, учитывающей множество показателей, а также «по результатам мониторинга финансового состояния и оценки потребности федеральных учреждений культуры». Предполагается, что деньги пойдут на первоочередные нужды – зарплату, оплату коммунальных услуг, содержание имущества.
Прямого контроля за финансовой помощью театрам, музеям и прочим учреждениям регионального статуса у Министерства культуры нет – лишь косвенный, в связи с выполнением нацпроекта «Культура». Запланированные деньги выделяются, они должны быть потрачены по соответствующим статьям, то есть так или иначе деятельность учреждения должна осуществляться, а значит – должны платиться зарплаты. Конечно, это не отменяет произвола на местах, где учредители умудряются увольнять персонал – например, в Коврове были уволены руководители нескольких культурных учреждений. И все же ответственность за сохранение культурной жизни в регионах лежит на губернаторах.
Пока одним выделяют субсидии, другие от правительства получают лишь задел на будущее. Второй интересный документ – постановление – в большой степени касается как раз регионов. В нем речь идет о снижении до нуля налоговой ставки на прибыль театров, музеев и библиотек, чьими учредителями являются субъекты РФ или муниципальные образования. На первый взгляд это настоящий прорыв, ведь до сих пор пятая часть доходов уходила в бюджет. Но, судя по нынешней ситуации, особых преимуществ организациям это постановление не принесет. Ведь речь в нем не идет, скажем, о Третьяковской галерее, где были такие громкие и доходные проекты, как ставшая нарицательной монографическая выставка Валентина Серова. И не о театрах уровня МХТ им. Чехова с гарантированными аншлагами и высокой прибылью. Даже в самых крупных театрах и музеях (или филармониях, хотя о них речи нет) прибыль никогда не покрывает затрат, их деятельность предполагает госфинансирование.
Если отталкиваться от формулы «прибыль равна разнице между затратами и выручкой», то количество доходных проектов окажется довольно малым. Но если в музеях или театрах при должном управлении можно предполагать хорошие сборы, то чего ожидать обычным городским, районным библиотекам, куда дети ходят за литературой для школьной программы, а пенсионеры – за бульварной прессой? Не так много библиотек регионального значения имеют посещаемые архивы, редкие книги, копирование которых для публикации или изучения может стать источником прибыли. Большинство мероприятий в библиотеках бесплатные (причем от количества посетителей зависит финансирование, как предполагает госзадание), сдача помещения в аренду не входит в перечень не облагаемых налогом услуг, а значит, им остается только организовывать непрофильную деятельность и зарабатывать.
Заметим, идея по сокращению (аннулированию) налоговой ставки в работе находится уже несколько лет. В разгар пандемии ее использование выглядит даже цинично, ведь прибыль музеев, театров и библиотек и так равна нулю. Видимо, в условиях кризиса правительство работает на перспективу, словно говоря: «Выживете – заживете!» Такую позицию государства можно назвать культурным госдарвинизмом. Согласно теории дарвинизма, выживание зависит от естественного отбора. В наших реалиях отбор еще и государственный. Но и в том, и в другом случае выживают не все...
комментарии(0)