Графика pixabay.com
Президент РФ Владимир Путин в конце прошлой недели подписал закон, согласно которому на всех уровнях выборов теперь можно голосовать дистанционно, то есть через интернет или по почте. Закон вводит понятие «дистанционное электронное голосование», которое не предполагает бумажного бюллетеня.
Заявлено, что это делается для максимальной реализации избирательных прав граждан в условиях, когда приход на участок может навредить их здоровью. Эпидемиологическая ситуация действительно остается непредсказуемой: сложно предугадать, как все будет складываться осенью, во время региональных выборов.
Закон также разрешает гражданам голосовать досрочно, а политикам – собирать подписи через порталы государственных и муниципальных услуг. Долю допустимых электронных подписей должны определять на местах.
Электронное голосование уже было опробовано в России локально, например на выборах в Мосгордуму. Вполне очевидно, что за ним будущее, и пандемия лишь ускоряет его приближение. Возможность проголосовать быстро, не меняя своего маршрута и графика, подчас не выходя из дома, конечно, должна стать одним из видов онлайн-услуг, одним из многих.
Вместе с тем законодательное утверждение электронного голосования не отменяет двух существенных для России проблем. Одна из них более широкая, общая, а вторая – специфическая, касающаяся непосредственно выборов. Общая проблема заключается в том, что пандемия действительно обострила потребность в интернетизации общества. Это касается всех сфер жизни: от заказа продуктов и оформления документов до учебы, организации собственного досуга и – неизбежно – политики. И не вполне понятно, как сочетать эту необходимость со вполне явно обозначившейся в последние годы склонностью государства – или влиятельных групп в государственной системе – к усилению контроля над интернетом.
В частности, из-за пандемии была приостановлена полноценная реализация «пакета Яровой». Сделано это было преимущественно по экономическим соображениям: в период кризиса поставщики услуг мобильной и интернет-связи просто не могут выполнить закон, не разоряясь. Но означает ли это, что в кабинетах власти в принципе усилятся лоббисты свободного интернета, а ограничительные нормы оставят до «лучших» (в таком случае скорее до худших) времен?
Этого нельзя исключать. Желание силовиков контролировать Сеть никуда не уйдет, нарратив об интернете как о творении ЦРУ продолжит звучать в начальственных кабинетах. Однако наступает или, вероятно, уже наступило время, когда не развивать интернет невозможно, а контролировать его просто накладно, экономически невыгодно.
Более узкий вопрос – о самом электронном голосовании. Оно не вызывает никакого сопротивления там, где у граждан есть уверенность в равноудаленности избирательных комиссий от всех участников выборов. В России такой уверенности нет – во всяком случае, у тех, кого в принципе интересует этот вопрос. Оппозиция и критически настроенные граждане часто убеждены в том, что власть подсчитывает голоса так, как ей удобно, а в режиме электронного голосования не работают привычные инструменты контроля, прежде всего камеры и наблюдатели.
Возможность свободного волеизъявления даже в трудных условиях, конечно, в интересах общества. Но оно ничуть не меньше должно быть заинтересовано и в том, чтобы вместе с легализацией онлайн-механизмов государство четко и недвусмысленно прописывало, как именно оно сможет гарантировать честность подсчета голосов. Без этого новая услуга не будет удобной. По крайней мере не для всех.
комментарии(0)