Графика pixabay.com
Прошедший на днях в режиме онлайн 23-й форум «Потсдамских встреч», которые регулярно проводятся с 1999 года как площадка для общения представителей гражданского общества России и Германии, был связан – во всяком случае в Москве – с большими ожиданиями. Пандемия коронавируса, охватившая земной шар, остро поставила на повестку дня необходимость координации действий правительств всех стран. Причем речь идет как о совместных действиях во время борьбы с несчастьем, обрушившимся на человечество, так и о послепандемийном переустройстве мира.
Именно подобными ожиданиями было продиктовано послание российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. В своем выступлении глава МИД РФ сделал ставку на перспективу качественно иных отношений в мире: «В ближайшей перспективе пандемия коронавируса становится одним из значимых факторов, способных содействовать формированию объединительных подходов в сфере внешней политики и мировой экономики, наращиванию взаимодействия стран и международных институтов в борьбе с реальными, а не мнимыми угрозами человечеству».
Несомненно, что Германия в планах Москвы традиционно занимает особое место в Европе как страна с самой мощной экономикой, страна, с которой Россию исторически связывает очень многое. Не случайно, что уже в 1952 году Сталин ставил вопрос о воссоединении Германии, разделенной тогда на четыре оккупационные зоны державами – победительницами во Второй мировой войне. Конечно, для генералиссимуса на первом месте стояло создание нейтральной Германии, не входящей ни в какие военные блоки, направленные против СССР. Эту задачу в той или иной степени преследовали в дальнейшем и другие руководители советского государства – вплоть до Михаила Горбачева. Да и для нынешнего президента России Владимира Путина эта тема никогда не сходила с внешнеполитической повестки дня.
Конечно, многие немцы благодарны народам бывшего СССР за освобождение от нацистской диктатуры. Этот момент благодарности нашел свое отражение в выступлении одного из нынешних организаторов «Потсдамских встреч», бывшего премьера земли Бранденбург Маттиаса Платцека, который подчеркнул, что «большая победа над гитлеровским фашизмом сделала возможным развитие, которое объединило нас сегодня».
Иначе – и более прагматично – видит сегодняшнюю ситуацию и будущее российско-германских отношений федеральный министр иностранных дел Хайко Маас. Он тоже обратился со своим посланием к участникам форума. Признавая необходимость сотрудничества по конкретному вопросу – борьбе с коронавирусом, немецкий министр все-таки предпочел оглянуться назад. Иначе никак не объяснишь его экскурс в 2014 год с констатацией возникших напряжений в отношениях России с Германией и Западом. Отсюда следует главный вывод: устранять возникшую напряженность необходимо на многосторонней основе, и Россия должна внести свой вклад.
Причин для оптимизма, который прозвучал в приветствии Сергея Лаврова, не увидел главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и председатель президиума Совета по внешней политике Федор Лукьянов. «Мы видим, – сказал он, – что после вынужденной паузы из-за пандемических ограничений постепенное оживление политики возвращает нас ровно к тем проблемам, конфликтам и недопониманиям, которые были и раньше». Германия по-прежнему остается приверженной идеям атлантической солидарности и ищет именно в них опору для своего существования. Поэтому идея объединенной Европы от Лиссабона до Владивостока остается недостижимой мечтой для здравомыслящих политиков на Европейском континенте.
комментарии(0)