Фото сайта government.ru
Правительство до 19 июня обещает доработать Общенациональный план восстановления экономики. Новый антикризисный план позволит «не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения коронавирусной инфекции, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике». Примечательно, что восстанавливать экономику теперь будут с использованием тех же механизмов, которыми совсем недавно намеревались ее ускорять. При этом многие эксперты советуют разделять задачи по выходу из кризиса и по восстановлению экономики. Привычная ставка на громкие инфраструктурные проекты, которые перемещаются из одного чиновничьего документа в другой, может оказаться ошибочной, так как не всегда способствует притоку капиталов и обогащению населения.
Чиновники обещают: Общенациональный план восстановления экономики будет направлен на улучшение занятости и уровня жизни россиян, обеспечит экономический рост, а также поспособствует «долгосрочным структурным изменениям» в экономике РФ.
Что примечательно, планируют включить в новый план восстановления экономики и те меры, которые ранее, по мысли чиновников, должны были обеспечивать прорывное развитие. К примеру, запускать в стране «новый инвестиционный цикл» и выходить на темпы роста инвестиций выше 4,5% предлагается с помощью небезызвестного механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В частности, для содействия крупным инвестпроектам власти обещают компенсировать расходы на инфраструктуру, затраты на уплату части процентов по кредитам, привлеченным для ее создания.
Идея создания СЗПК не нова. В правительственных кабинетах начали обсуждать механизм более года назад. Законопроект о защите и поощрении капвложений предполагал создание специальных инвестиционных режимов для инвесторов, вплоть до «индивидуальных особенностей применения отдельных актов». То есть прямо подчеркивалось: для отдельных предпринимателей законодательные акты могут применяться не так, как для прочих.
Собственно, этот посыл и стал основным камнем преткновения. Даже в бизнес-сообществе к идее отнеслись с большим сомнением. Предприниматели не уверены, что преференции для отдельных игроков позволят наращивать вложения в отечественную экономику.
СЗПК – не единственный пример, когда старые идеи чиновников с легкостью «переезжают» в новые программы. К примеру, в Общенациональном плане восстановления экономики, так же как и раньше, ставка делается на инфраструктурные проекты, и они необязательно должны быть новыми. Так, в «национальный план спасения» перекочевал проект строительства автотрассы «Москва–Казань», который еще совсем недавно был включен в нацпроект «Безопасные и качественные проекты». Теперь работы над новой старой стройкой предлагается ускорить.
И такая, уже ставшей привычной для властей ставка на инфраструктурные стройки может оказаться серьезной ошибкой. В инфраструктурных проектах в РФ зачастую лидируют госкомпании, что позволяет говорить лишь о перекладывании бюджетных средств из одного кармана в другой, но не о привлечении капиталов, и тем более не позволяет говорить об улучшении качества жизни населения. Некоторые из экономистов прямо указывают на развитие в стране так называемых экстрактивных институтов, которые зачастую направлены не на стимулирование прихода на рынок новых игроков, защиту прав частной собственности, инновации и созидательное разрушение, а на выжимание максимального дохода из одной части общества ради обогащения другой. n
комментарии(0)