Фото Michael Reynolds/EPA/Bloomberg via Getty Images
В ответ на предупреждения посла США в Москве Джона Салливана о негативном влиянии приговора осужденному за шпионаж Полу Уилану на диалог с Россией замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что отношения между Москвой и Вашингтоном ухудшать уже дальше некуда. «У нас бессчетное количество вопросов разного масштаба, характера и сложности, которые требуют решения», – сокрушается российский дипломат.
В первую очередь требуют урегулирования проблемы, связанные с контролем над вооружениями и стратегической стабильностью. Этой теме будут посвящены межведомственные российско-американские консультации, которые пройдут 22 июня в Вене. Сам факт их проведения, разумеется, следует приветствовать, как и любые другие крайне редкие контакты между обеими странами. Но реально ли надеяться на продление последнего из действующих соглашений между РФ и США – Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), который истекает в феврале следующего года?
С одной стороны, президент Дональд Трамп всячески избегает международных обязательств, в том числе в сфере контроля над вооружениями. В 2018 году он вывел США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. В 2019-м денонсировал Договор о ракетах средней и меньшей дальности, а в прошлом месяце объявил о решении выйти из Договора по открытому небу.
С другой стороны, все внешнеполитические решения Трампа продиктованы стремлением переизбраться на новый срок. В этой связи его не может не беспокоить перспектива заслужить репутацию могильщика стратегической стабильности. Но не потому, что сам Трамп в курсе полувекового опыта контроля над ядерным оружием – судя по сенсационным разоблачениям экс-помощника президента по национальной безопасности Джона Болтона, понимание ценности такого контроля в Белом доме отсутствует. А потому, что будет неразумно дать лишний повод своему конкуренту Джозефу Байдену для критики внешней политики действующего президента.
Еще одно объяснение связано с развернувшейся информационной и торгово-экономической войной между Вашингтоном и Пекином. Назначенный два месяца назад Трампом спецпредставитель по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли сообщил, что на переговоры в Вену наряду с Рябковым приглашен представитель КНР. «Приедет ли Китай и будет ли он вести переговоры добросовестно?» – написал он в своем микроблоге в Twitter. Хотя в Вашингтоне не могли не понимать, что приглашение будет категорически отвергнуто в Пекине, не перестающем утверждать, что его ядерный арсенал в разы отстает от российского и американского. «Рассуждения отдельных американских чиновников о проведении переговоров по вопросам контроля над ядерными вооружениями кажутся нам абсурдными», – в очередной раз заявил в среду представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Отказ Пекина дает повод Вашингтону связать крах контроля над вооружениями с глобальной политической и геостратегической безответственностью Китая. Ведь его участие в переговорах Биллингсли называет ключевым условием продления СНВ-3.
В общем, переоценивать факт консультаций в Вене не стоит. Ранее подобные переговоры уже проводились, но результатами, увы, не блистали. По мнению экспертов по международной безопасности, если реальный прогресс в диалоге между Москвой и Вашингтоном по вопросам стратегической стабильности и наметится, то это произойдет не раньше 2021 года. Так что задача теперь состоит в том, чтобы подготовиться к новой стратегической реальности.
комментарии(0)