Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Если поправки к Основному закону будут приняты, у Конституционного суда РФ (КС РФ) в обозримом будущем должно быть очень много работы. Текст Конституции подвергается заметной редактуре и детализации – от русского народа и языка до индексации пенсий, статуса волонтеров и медицинской помощи. Готов ли КС к такой работе?
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин регулярно выступает в прессе с программными статьями. Например, в 2018 году он опубликовал текст о конституционной идентичности, фактически отстаивая приоритет национального права над решениями наднациональных органов. Вероятно, Конституция в новой редакции удовлетворяет запросы Зорькина. Сам он два года назад был «встревожен призывами к кардинальным изменениям» в Основном законе. Однако нынешние поправки, как не раз заверяла власть, нельзя назвать кардинальными переменами, и это должно председателя КС успокоить.
Однако публикация статей и даже сами размышления о букве и духе Основного закона – не задача и не функция КС. Конституция гарантирует гражданам определенные права и свободы. КС нужен для того, чтобы любой принимаемый в стране закон, любой случай правоприменения, любая интерпретация действующих норм не противоречили этим правам и свободам. Это и можно назвать защитой духа Конституции.
В любой стране Конституционный суд в первую очередь защищает граждан от произвола власти. В этом заключается смысл его существования. КС – один из инструментов сдерживания правящих элит, получивших в руки рычаги управления страной. Естественное стремление любой элиты – перестроить систему под себя, переписав действующие нормы. В теории, нередко подтверждаемой практикой во многих странах, Конституционный суд и действующая власть – конфликтующие структуры. Правам и свободам граждан в мирное время угрожают не оппозиционеры и не внешние силы, а группа людей, которая, придя к власти, хочет обеспечить себе спокойное настоящее и будущее, минимизировать риски – для себя.
Читая нынешние поправки, можно каждый раз задаваться вопросом: «А кто может помешать выполнению этой гарантии, реализации этого права?» Ответ всегда будет одним и тем же. Только власть на разных уровнях.
Можно сказать, что действующая власть правит Конституцию, рисуя в своем сознании образ идеологического противника – прозападного, «непатриотичного», радикального либерала, действующего в интересах свободного рынка, а не «социального государства». Правящая элита пользуется кредитом доверия и реализует в Основном законе свое видение страны. Таким образом, она исполнит нормы Конституции естественным образом, а любая оппозиция, пришедшая ей на смену, эти положения почти автоматически нарушит в силу своей политической идентичности.
Действительность несколько сложнее. Буква Конституции становится обязательной для всех, в том числе и для противников власти. Они просто включаются в игру по новым правилам или выходят из нее окончательно. Поправки к Основному закону, новая детализация означают, что некоторые ситуации, ранее бывшие предметом сугубо политического спора, переходят в плоскость спора конституционного. Жалоба в КС может стать распространенным видом политического действия.
Это и есть новая работа для Конституционного суда – регулярное рассмотрение таких жалоб, постоянное участие в актуальной политике. В прежней реальности сложно найти резонансный случай, когда КС защищал бы гражданина от произвола власти. Но тогда речь преимущественно шла о либерально-правозащитной повестке. Сейчас в Конституцию вносится достаточно элементов левосоциальной повестки, чтобы активизировать более широкие слои оппозиции.
комментарии(0)