Фото с официального Интернет-портала СНГ
Две недели подряд участвуя в акциях солидарности с теми, кто решил составить конкуренцию Александру Лукашенко, граждане Белоруссии показали: каждый из них, независимо от «общего мнения», четко понимает, что происходит вокруг. При этом силу, которую власть послала для разгона участников акций солидарности в лице ОМОНа, «хлопающие несогласные» восприняли как слабость управленческой машины. Это подтвердило: массы больше не только не уважают силу, но и не боятся ее. О том, что ситуация пугает бессменного президента своей непривычностью, говорит сам Лукашенко, обещающий, что никаких переворотов и майданов он в стране не допустит. А в 1994 году, в начале президентского пути, он обещал избирателям «честность и порядочность власти», «поддержку предпринимателей». Но уже совсем скоро, в 1995 году, он сказал про белорусских бизнесменов: «Их надо стряхнуть, как вшивых блох». Выражение пошло в народ и стало одним из самых скандальных заявлений Лукашенко за 26-летнюю историю его правления.
Кроме того, сменилась риторика белорусского лидера относительно России и США. Совместное открытие президентами РФ и Белоруссии памятника погибшим подо Ржевом солдатам не является в данном случае показательным. Воевали с фашистами оба народа рядом, и память об этом одна на двоих, но дальше, похоже, дороги союзников расходятся. «Строительство прочных, конструктивных отношений с Соединенными Штатами на основании общих ценностей и приоритетов – одна из главных целей белорусской внешней политики», – отметил Лукашенко, поздравляя Дональда Трампа с Днем независимости США.
О смене акцентов в международных отношениях заявил и глава МИД Молдавии Олег Цуля. По его словам, цель Кишинева в виде европейской интеграции остается приоритетной. При этом министр заметил, что это делается не в ущерб отношениям с Россией. В то же время пророссийский президент Молдавии Игорь Додон заявил о намерении провести досрочные перевыборы парламента, который в настоящее время ему не подчиняется, а затем уже в новом законодательном органе провести законы, укрепляющие президентскую власть. Президентская модель управления страной, по словам Додона, на данный момент наиболее эффективна.
Однако у Молдавии, как и у Белоруссии, такой опыт есть. И в 2000 году парламент страны проголосовал за превращение президентской республики в парламентскую. Объединившаяся ныне молдавская оппозиция не допустит передачу власти одному человеку. Правые партии, которые могут прийти к власти, по мнению экспертов, возможно, «будут смотреть на ситуацию газами Бухареста». Но вопрос также в том, захочет ли возврата к президентской форме правления молдавский народ, тем более на фоне белорусских событий.
Как поясняли некоторые молдавские политики, в Молдавии не было пророссийской власти, там была власть, которая использовала Россию для голосования пророссийски настроенного избирателя для получения финансирования из России и извлечения иных выгод. Это можно сказать практически о любой стране СНГ. У каждой – свои прагматичные интересы, и если Москва их не обеспечивает в ожидаемом объеме, влияние России будет сужаться. Что мы сегодня видим на примере Минска.
Идеалы интеграции и единства, наталкиваясь на грубый материальный расчет повседневности, тускнеют. Это свойство идеалов. Особенно тех, что рождаются в лихорадке быстрых перемен. Но без идеала строить интеграционное объединение сложно. А вот подкрепить образ будущего совместного процветания железным расчетом взаимных обязательств необходимо. Ну и, конечно, многие неудачи проекта СНГ обусловлены, как теперь совершенно понятно, отсутствием работы по созданию институционально однородной среды для бизнеса на территории каждой страны-участницы. Этот фокус интеграции должен быть главным.
комментарии(0)