Фото ПАО «Газпром» / gazprom.ru
Проведенная на днях дискуссионным клубом «Валдай» очно-заочная международная конференция «Глобальная энергетика и международные политические риски» остро поставила вопросы будущего в отношениях Германии и России, и прежде всего в сфере торгово-экономических связей. Не секрет, что сейчас наиболее серьезным вызовом являются введенные и планируемые санкции США в отношении газопровода «Северный поток – 2».
Модератор дискуссии политолог Федор Лукьянов напомнил, что во время одной из встреч с российским президентом Владимиром Путиным Дональд Трамп отметил: США и Россия обладают одним и тем же товаром, который они хотят сбывать на одном и том же рынке (в этот раз в Европе). Поэтому идет конкурентная борьба, и в ней, по американской логике, допустимы любые акции. Пока немецкий канцлер Ангела Меркель пытается сопротивляться нажиму США. Однако встает вопрос: надолго ли этого хватит?
В данном случае необходимо учитывать, что предложенные комитетом Бундестага по экономике ответные меры в виде введения 20-процентной пошлины на американский сжиженный газ (СПГ) и отказ от государственных инвестиций на строительство приемных пунктов для СПГ на германском побережье мало что решают. Ведь, с одной стороны, в Евросоюзе имеется сильная оппозиция Берлину со стороны ряда восточноевропейских стран, и в первую очередь Польши. Поэтому в Европу американский СПГ поступает и будет поступать через польские и балтийские терминалы. С другой стороны, немецким частным фирмам придется рано или поздно сделать выбор в пользу более емкого американского рынка или российского рынка. Американские санкции именно к этому выбору их и подталкивают.
Что Россия может противопоставить таким негативным тенденциям?
Недавний опрос, проведенный Российско-германской внешнеторговой палатой (ВТП) среди немецких фирм, работающих на российском рынке, демонстрирует их интерес к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Подавляющее большинство (84%) немецких компаний в России поддерживает эту идею. Более 100 компаний и бизнес-ассоциаций, включая ВТП, выступают за эту концепцию в рамках уже созданной в 2015 году инициативы «Лиссабон–Владивосток».
В ходе дискуссии Александр Рар, выступавший как научный директор Российско-германского форума, оценил происходящий в Европе так называемый энергоповорот в сторону зеленых технологий как попытку Германии стать главным экспортером энергосберегающих и зеленых технологий после 2050 года. По его мнению, именно климатическая повестка становится в Европе даже более важной, чем права человека. Не за горами, по высказываниям ряда участников дискуссии, даже появление европейских «климатических судов».
Но еще до «климатических судов» Россия может столкнуться с серьезным ограничением своего экспорта в Европу. Об этом недвусмысленно предупредил во время дискуссии в рамках Потсдамских встреч в мае с.г. один из руководителей Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс. По его мнению, зеленый рост, продвигаемый в Европе, является для России и шансом, и вызовом, поскольку чреват введением торговых барьеров. Он пояснил, что речь идет о товарах с высокой долей содержания двуокиси углерода. В этой связи высказанная Раром в рамках валдайской дискуссии идея о создании совместного зеленого пространства от Лиссабона до Владивостока заслуживает самого внимательного изучения со стороны России.
комментарии(0)