Фото Fatemeh Bahrami/Anadolu Agency/Getty Images
Судьба эмбарго ООН на продажу обычных вооружений Ирану, которое должно завершиться этой осенью, не влияет на российско-иранское военно-техническое сотрудничество (ВТС). На то, что страны могут заключать сделки даже в условиях международных санкций, намекнул заместитель МИД Ирана Сайед Казем Саджадпур. «В любом случае отношения с РФ на правильном пути, – уверил замглавы МИД Ирана. – Мы продолжим работу с Россией независимо от того, будет или не будет принята эта резолюция (США о пролонгации эмбарго против Исламской Республики. – «НГ»)». Формально Тегеран в соответствии с условиями заключенного в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) должен выйти из-под «оружейных» санкций, но США настаивают на их продлении. Как предполагает военная разведка США, Иран скоро может закупить у России истребители Су-30, самолеты Як-130 и танки Т-90. Приобретением могут стать и системы С-400, а также береговые ракетные комплексы «Бастион».
Объясняя необходимость продления санкций против Ирана, США апеллируют к тому, что руководство Тегеран хочет «держать в заложниках весь мир». Так, на своем регулярном брифинге госсекретарь Майкл Помпео заявил, что администрация президента Дональда Трампа считает «важным, чтобы мир объединился для продления эмбарго на поставки оружия». «Мы считаем, что это было бы трагически опасно для региона, создавало бы нестабильность на Ближнем Востоке», – подчеркнул шеф американской дипломатии. По его оценке, иранское руководство пытается нарастить свой военный потенциал с тем, чтобы иметь возможность «поражать средства противовоздушной обороны в регионе» и «наносить удары по районам, находящимся за пределами ближайших к Ирану районов». То, что перед Тегераном коллективно взяли на себя соответствующие обязательства европейские столицы, Вашингтон, похоже, волнует меньше всего – для него важнее наказать иранское руководство за «неправильное поведение».
Но «неправильное поведение» ближневосточных союзников американское руководство, как кажется, никак не огорчает. К примеру, несмотря на доказанную причастность властей Саудовской Аравии к расправе над оппозиционным обозревателем Джамалем Хашогги в Стамбуле в 2018 году и вину за гуманитарный кризис в Йемене, администрация Трампа пользовалась чрезвычайными полномочиями, чтобы санкционировать оружейные сделки с королевством в обход Конгресса. В прошлом году Помпео заявил об этом способе завершить процесс заключения 22 соглашений по продаже вооружений Иордании, Объединенным Арабским Эмиратам и Саудовской Аравии на 8,1 млрд долл., упоминая необходимость защитить регион от «иранской агрессии». Тогда речь шла в том числе о поставках Саудовской Аравии и Эмиратам авиационных бомб, а также об обеспечении закупок истребителей, гаубиц, противотанковых установок и винтовок.
Хотя некоторые шаги крупных международных игроков по-прежнему интерпретируются как отражение их блокового мышления, времена коллективной выгоды и коллективной ответственности в прошлом. Ситуация вокруг прекращения ооновского эмбарго на продажу вооружений Ирану хорошо иллюстрирует ситуативность ценностных установок глобальных акторов и их ориентированность на извлечение прибыли из ВТС с ближневосточными государствами. Наивно полагать, что позиция РФ, которая настаивает на снятии антииранских санкций, определена твердой приверженностью решениям ООН. Москва, как и другой «адвокат» Тегерана – Пекин, станут главными бенефициарами выхода иранцев из-под эмбарго. В этом смысле политика РФ и США определяется одним и тем же критерием – выгодой.
комментарии(0)