Фото агентства городских новостей "Москва"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр политической конъюнктуры опубликовали результаты опроса, посвященного электронному голосованию. Можно сказать, что это повторное исследование: предыдущее, с теми же вопросами, проводилось в мае, еще до того, как в Москве и Нижнем Новгороде жители смогли дистанционно поучаствовать в голосовании по поправкам к Конституции.
По данным опроса, инициативу голосования через интернет одобряют 50%, а не одобряют 44%. В мае преимущество было у скептиков: 49% против 46%. 30% опрошенных на следующих выборах предпочтут электронное голосование. В мае об этом заявили лишь 23%. Ожидаемо чаще всего за дистанционное участие в голосовании высказываются граждане от 18 до 34 лет.
Это пока не победа электронного голосования над традиционным – до нее еще далеко, и в России все меняется медленно. Однако можно говорить о признаках перелома. Этим летом дистанционное голосование активно продвигали и популяризировали, в двух регионах многие люди его опробовали, и скорее всего от этой практики не просто не откажутся – ее будут распространять и расширять. Технические проблемы, о которых говорят опрошенные, вполне решаемы.
Организаторы исследования отмечают, что скепсис в отношении электронного голосования связан в первую очередь не с техническими деталями, а с репутацией самого института выборов в России. 33% опрошенных (в мае их, впрочем, было 43%) говорят, что допускают «умышленные манипуляции и мошенничество» на выборах через интернет. Главные недостатки электронного голосования, по мнению участников опроса, – это «простор для фальсификаций» (28%) и «риски утечки данных» (16%). 7% говорят о «невозможности отследить», правильно ли подсчитали голоса.
Риск утечки данных напрямую связан с темой процедурной чистоты. Перед любыми выборами в Сети появляются сообщения о том, что работников того или иного предприятия, чаще всего бюджетного, заставляют участвовать в голосовании или вовсе голосовать определенным образом. Последнее сложно проверить, если соблюдается принцип анонимности. Но насколько он соблюдается в интернете? Что, если произойдет утечка, целенаправленный слив данных? Может ли заинтересованное лицо получить доступ к информации о том, кто и как голосовал?
Граждане в возрастной группе от 18 до 34 лет – это не только главные бенефициары электронного голосования, способные оценить современность и удобство новой технологии. Одновременно они же главные критики реальной практики выборов в России. У них больше всего сомнений в том, что голоса подсчитываются правильно, что бюллетени не вбрасываются, а данные не фальсифицируются.
Переход к электронному голосованию – универсальный тренд, признак современности. Запрос на него в России будет расти. Однако тем, кто продвигает эту практику и развивает ее, не стоит делать вид, будто претензии и пожелания связаны исключительно с техническим удобством и устранением ошибок. И скепсис далеко не всегда означает технологическую отсталость, страх перед всем новым и прогрессивным, параноидальное недоверие к интернету.
Наиболее активное политически поколение запрашивает не только возможность голосовать в два-три клика, не прерывая бизнес-ланча. Оно хочет доказательств того, что голоса посчитали правильно, а за тех, кто решил не изъявлять свою волю, не поставили «нужные» галочки. Дополнительные, этико-политические требования к новой технологии предъявляют именно те, от кого зависит, станет ли электронное голосование массовой практикой – или же так и застрянет на стадии эксперимента.
комментарии(0)