Фото сайта defense.gov
Ожидающийся уход иностранного контингента из Афганистана и возможное начало прямого диалога между боевиками движения «Талибан» (запрещено в РФ) и афганской администрацией не гарантируют, что ситуация в сфере безопасности на местах значительно улучшится. До сих пор талибы не предъявили каких-либо убедительных доказательств разрыва отношений с такими радикальными элементами, как «Аль-Каида» (запрещена в РФ), и не продемонстрировали решительной готовности вести разговор со своими оппонентами на языке дипломатии, что требует от них заключенная в феврале в Катаре сделка с американцами. За время, прошедшее с момента подписания договоренностей, боевики исключили из списка целей только иностранных военнослужащих, нападения же на местные силы безопасности так и продолжают происходить с печальной регулярностью. Парадоксально, что в этой ситуации политический офис «Талибана» по-прежнему убеждает США, что после сокращения их присутствия все наладится.
Давать такие гарантии руководство движения не вправе. Как свидетельствует последний доклад специальной мониторинговой группы ООН, за последнее время в «Талибане» сформировалась внушительная фракция сторонников продолжения «священной войны». «Те, кто находится в политическом офисе в Дохе, понимают, что талибам необходимо взаимодействовать с международным сообществом и проявлять умеренность, в то время как, по ряду сообщений, бойцы низшего звена не разделяют эту точку зрения», – констатируют в ООН. Ситуация, по их оценкам, усугубляется проблемами неравенства. «Среди рядовых бойцов «Талибана» существует недовольство высшим руководством, которое, как считается, не понимает всех полевых трудностей, – говорится в докладе. – Некоторые боевики «Талибана» покинули группировку после того, как услышали рассказы о комфортном образе жизни своих лидеров за границей». Комплекс этих факторов говорит о том, что уход США не решает проблем с безопасностью, а масштабирует их.
Звучащие на этом фоне заявления России о том, что вывод иностранного контингента из Афганистана пойдет на пользу всем, выглядят как минимум наивно. Уход из республики бойцов международной коалиции в условиях неясной позиции талибов по поводу прекращения огня и разрыва связей с общепризнанными террористами будет означать делегирование многих проблем в сфере безопасности к региональным акторам, к которым относится и РФ. Традиционное нахождение афганского кризиса в зоне ответственности США долгое время позволяло Москве медлить с определением своих интересов в Афганистане и сохранять двусмысленность политики. Российская дипломатия то демонстрировала мировому сообществу качество отношений с боевиками, радушно принимая их в Москве, когда в отношениях с Кабулом царил кризис доверия, то называла несвоевременным вопрос об исключении «Талибана» из ооновских черных списков.
Эта двусмысленность в итоге была инструментализирована критиками катарского соглашения в США, которые эффективно использовали слух о «сговоре» между Россией и боевиками, заставив искать контраргументы и Дональда Трампа, и компетентные ведомства. Американский лидер по-прежнему исходит из необходимости срочно покинуть регион, но, как показали последние переговоры в рамках ОДКБ, ситуация с безопасностью в изможденной войной стране по-прежнему требует усиленного внимания и честных оценок. А это не оставляет России права на отсутствие конкретики в афганской повестке. Совершенно очевидно, что решение «афганского» вопроса возможно только при участии всех влиятельных стран региона – не только России и США, но и Пакистана, Китая, Ирана. Исключение кого-то из процесса политического урегулирования в конечном итоге исключит и само урегулирование.
комментарии(0)