ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» в конце июля зафиксировали очередное ослабление электорального рейтинга «Единой России». С одной стороны, вроде бы это снижение и не выходит за пределы статистической погрешности опросов. То есть показатели поддержки партии власти по-прежнему почти в три раза выше, чем у ее конкурентов из числа парламентских политструктур – КПРФ и ЛДПР. Однако с другой стороны, показательно, что пусть и небольшое, но все-таки падение рейтинга происходит прямо на старте активной – агитационной – фазы региональных избирательных кампаний. Таким образом, получается, ЕР наглядно демонстрирует свой невысокий мобилизационный потенциал. Против любой оппозиционной партии в таких условиях сейчас уже бы разворачивался информационный прессинг: дескать, за нее мало кто готов голосовать.
Проседание рейтинга партии власти перед завершающей стадией электоральных сражений пропаганда скорее всего будет представлять как подготовку к прыжку. И в этом году, похоже, есть план побить рекорд его высоты. Объективно говоря, другого выхода перед выборами в Госдуму 2021 года и нет. 30-процентный рейтинг, регулярно подсчитываемый социологами, необходимо перебить реальным результатом. Естественно, убедительным. То есть ЕР нужны сплошные победы, а не выигрыши по очкам.
Пиар-службы некоторых губернаторов публикуют фотографии своих патронов, которые вроде бы подтягиваются на турниках, но их ноги не видны ниже колен. Злопыхатели уверяют, что такой ракурс выбран неспроста. В случае с ЕР тех, кто поможет показать красивые результаты, скрывать невозможно – катапультой для ее результатов должны стать губернаторы, которые вдруг повернулись лицом к партии власти.
Между тем политолог Александр Пожалов опубликовал исследование о вовлеченности глав регионов в выборы заксобраний. Если в 2019 году они возглавляли партсписки ЕР в 5 субъектах РФ из 11, то теперь в 7 из 11. При этом из девяти губернаторов, баллотирующихся на очередной срок, восемь выдвинуты партией власти. Среди девяти врио двое инопартийных, но из остальных семи единороссами стали четверо. А там, где ЕР находится в неважном состоянии, просто изменен выборный закон. В Курганской и Костромской областях были отменены лидерские части списков, тем более что глава последней и сам идет на выборы. Объясняются эти решения, как водится, заботой об избирателях.
Такие правовые хитрости, вызванные политической конъюнктурой, небезобидны. Они вполне вписываются в нынешний контекст, когда законодательство зримо меняется ради удобства власти. Это было и в ходе конституционного плебисцита, и сейчас – в виде «трехдневного голосования на пеньках». А это значит, что важный государственный институт – выборы – продолжает подвергаться выхолащиванию, ведущему к деградации.
Вместе с выборами неизбежно деградируют и партии – не менее важный общественный институт. Парламентская оппозиция вынуждается к участию в договорных матчах. Это условие ее системного статуса. Если же она вдруг начинает артачиться, то ее поджимают многочисленными спойлерами или партийными спецпроектами.
Под холощение теперь стали попадать и те институты государства, которые прямого отношения к выборам не имеют. Например, в Краснодаре несистемная оппозиция для своего кандидата в гордуму собрала нотариально заверенные подписи граждан. Однако эксперт из МВД пять подписей отбраковал, а избирком это утвердил. То есть был поставлен под сомнение авторитет нотариуса, который, между прочим, заверяет и многомиллионные сделки. В Севастополе было распущено несколько «красных» местных советов только для того, чтобы кандидат от КПРФ не прошел муниципальный фильтр.
И что, все это ради побед ЕР, которые для стратегического развития страны имеют небольшое значение, но вполне могут оказаться пирровыми? n
комментарии(0)