Фото агентства городских новостей "Москва"
Поддержка семьи и детства – приоритетная тема государственной риторики и решений в последние годы. Этим вопросам посвящается значительная часть Посланий президента Федеральному собранию. На этих принципах основываются меры социально-экономической помощи населению во время коронавирусных ограничений. Они отражены в социальном блоке недавно принятых поправок к Конституции. «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», – говорится в новой статье Основного закона.
Как на практике реализуются эти декларации и решения? Вот пример: в этом году был принят закон об обеспечении бесплатным горячим питанием учеников начальных классов. Не в каждой российской школе для этого есть готовая инфраструктура, поэтому процесс решено растянуть до 2023 года. При этом те учебные заведения, в которых уже есть такие условия или их можно быстро достичь, должны организовать горячие обеды для младшеклассников уже с 1 сентября 2020 года.
На недавнем совещании у президента было названо примерное количество таких учебных заведений – 75%. «Вроде бы это много. Но хочу сказать, что 25% неготовых школ – вот это много. И я хочу знать, когда все российские школы готовы будут к этой полноценной работе», – заметил по этому поводу Владимир Путин. И хотя до 2023 года еще далеко, президент специально подчеркнул: времени нет, нельзя откладывать решение вопроса на потом.
Затягивание полноценного запуска программы показательно. Неготовность 25% российских школ обеспечить бесплатное горячее питание детей во многом следует понимать, видимо, как отсутствие или неготовность столовых и пищеблоков. И это не единственная проблема тех условий, в которых обучаются дети. Например, в феврале 2019 года Путин обратил внимание, что почти 200 тыс. учеников ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации, и потребовал решить проблему за два года. Любопытно, как продвигается выполнение этого поручения – не откладывают ли его на потом? Дмитрий Медведев, будучи премьером, готов был наказывать губернаторов за отсутствие в школах теплых санузлов. 2,5 тыс. школ без централизованной системы канализации – действительно позор федерального масштаба.
А еще, по данным на 2018 год, в аварийном состоянии находились более 700 зданий школ, 9 тыс. (каждая пятая) нуждались в капитальном ремонте, возраст большинства составляет 60–70 лет. За два десятилетия количество школ сократилось более чем на треть (сельских – почти наполовину), из-за чего во вторую и даже третью смены сейчас учатся около 2 млн школьников (13%). Не хватает современных школьных автобусов – с 2016 года потребность в них выросла более чем в полтора раза, в прошлом году поставлена лишь треть от требуемого количества. К вопросу о школьном питании: более половины участников недавнего опроса родителей заявили, что их полностью или частично не устраивает его качество. В сельских школах, где все эти проблемы стоят наиболее остро, к ним добавляется низкое качество или отсутствие интернета.
В реальном решении этих вопросов – в создании комфортного, соответствующего времени и государственным амбициям качества жизни и обучения детей – как раз и состоит заявленная властями приоритетность поддержки семьи и детства. Это тот самый конкретный, а не абстрактный патриотизм, который объявлен в стране национальной идеей.
комментарии(0)