Фото сайта president.gov.by
В случае с Белоруссией Московский патриархат наступил на те же заржавевшие грабли, что и во время украинского кризиса 2014 года. Первым порывом духовного начальства стала автоматическая поддержка тех, чья политическая власть казалась незыблемой. Патриарх Кирилл поздравил авторитарного президента на следующий день после избрания, которое даже в этот момент многие считали сомнительным. Но позиции Александра Лукашенко пошатнулись, и верноподданная торопливость сослужила РПЦ дурную службу. За несколько месяцев до выборов 9 августа ощущались признаки надвигающейся бури, и трудно объяснить, почему верхушка РПЦ утратила политическую чуткость.Минский митрополит Павел (Пономарев) сгоряча тоже поздравил Батьку с его сомнительной победой, но ситуация в стране вынудила его созвать пресс-конференцию, где он витиевато призвал стороны к примирению, но все же больше горячился, когда говорил о тех, кто «приехал в Белоруссию покуражиться». Читай: зачинщиков беспорядков из-за рубежа. Потом Белорусский экзархат открестился от шествия верующих против бесчинств силовиков, которое состоялось в Минске. Но к тому моменту уже стал отчетливо слышен голос рядового духовенства, возмущенного жестокостью правоохранителей, разгонявших акции протеста. И только тогда митрополит вышел к гражданам, чтобы поговорить по душам. Вроде бы он даже извинился за поздравление в адрес Лукашенко. Но к концу недели протесты стихли, и митрополит назвал президента «гарантом Конституции». Все эти маневры совершались при безмолвии московского церковного начальства. О патриархе Кирилле сообщается только то, что он молится о спокойствии в Белоруссии. 16 августа в проповеди он призывал к непротивлению злу насилием, не упомянув Белоруссию.
Надо сказать, что в неловкую ситуацию попали и российские мусульмане. Муфтий Равиль Гайнутдин тоже поначалу поздравил Лукашенко, а спустя несколько дней выпустил обращение к белорусам с призывами к диалогу. В случае с мусульманами вообще непонятна торопливость, ведь правоверные в Минске административно не подчиняются начальству в Москве, как верующие РПЦ.
Вероятно, сработали условные рефлексы, выработанные клерикалами на постсоветском пространстве. Патриарх Кирилл недавно заявил, что власть имущие раздражены той критикой, которую «тихим голосом» обращает к ним церковь. Якобы кто-то в руководстве организует кампании по обвинению патриарха в умопомрачительном богатстве. Но за что так жестко наказывают главу РПЦ? Вероятно, патриарх имеет в виду нежелание министерств и ведомств идти у него на поводу по поводу запрета абортов и сопротивление попыткам расширить влияние клерикалов на школу. Другие поводы трудно припомнить.
Согласитесь, подобную «бескомпромиссность» не сравнить с духовными подвигами митрополита Филиппа (Колычева) или патриарха Гермогена, которые приняли на себя гнев властителей, но открыто обличали деспотию. Они расплатились за свою правду не «клеветой в прессе», а страшной смертью в узилищах. Бывают времена и ситуации, когда духовный вождь должен однозначно принять сторону гонимых, а не заботиться о сохранении политической стабильности.
Нынешние духовные вожди, кажется, разучились не только жертвовать собой за народ, но и вообще чувствовать, когда люди унижены и оскорблены. Чтобы понять, что на улицах Минска творится насилие, иерархам потребовался шум в СМИ. Удержится или нет Лукашенко у власти, теперь даже и неважно для репутации высших религиозных деятелей. Испытание на лидерство и справедливость они прошли неудовлетворительно. Они показали, что не ведут, а ведомы – теми, кто обладает характером и волей, будь то деспот при высшей власти в государстве или разгневанный, требующий защиты и сочувствия народ.
комментарии(0)