Знаменитая "Олимпия" ненадолго превратилась в "Лауру". Эдуард Мане, "Олимпия", 1863. Музей Орсе, Париж
Социальные процессы, находящиеся на острие обсуждения, – расизм, феминизм, борьба за гендерное равноправие – получают интересные, но порой настораживающие отражения в культуре. Наглядный пример – переименование романа Агаты Кристи «Десять негритят». Во Франции под давлением движения BLM роман получил новое название – «Их было десять».
Подвергаются переименованию, пусть и временному, картины. «Олимпия» Эдуара Мане ненадолго превратилась в «Лауру» – в честь натурщицы, с которой художник писал чернокожую служанку. Акция прошла в рамках выставки «Чернокожие модели: от Жерико до Матисса» в парижском Музее Орсе. Готовится переименование роттердамского Центра современного искусства, ранее носившего имя Витте де Вита, вице-адмирала колониальной эпохи. Крупные нидерландские музеи объединились в организацию под названием «Музеи признают цвет». В Доме-музее Рембрандта прошла выставка «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта». В Рейксмузеуме готовится выставка «Рабство», и к ее подготовке привлекли экспертов с африканскими корнями. К равноправию призывает кураторский отдел Музея Гуггенхайма, сотрудники которого недовольны превосходством белых в рабочей среде.
Острее всего на социальные сдвиги реагирует кинопроизводство. После угрозы бойкота премии «Оскар» на чернокожих артистов буквально посыпались статуэтки. Кинофестиваль Берлинале объявил о том, что с 2021 года не будут вручаться призы за лучшую мужскую и женскую роли, останутся две номинации – лучшая главная роль и лучшая роль второго плана. Режиссеры, продюсеры и актеры все чаще сталкиваются с осуждением общества, когда артист не соответствует герою по расе или гендерной принадлежности. Скарлетт Йоханнсон была вынуждена отказаться от роли в фильме режиссера Руперта Сандерса «Массажный салон», где должна была сыграть роль трансгендера. Киноиндустрия движется к тому, чтобы чернокожих играли чернокожие, азиатов – азиаты, трансгендеров – трансгендеры. Это ставит режиссеров в затруднительное положение, так как ограничивает их в выборе артистов. В Голливуде кинокомпании в спорных случаях встают на сторону активистов, а не защищают творческие позиции режиссера.
Коррекции подвергается даже самый консервативный жанр – опера. Американцы потребовали у Метрополитен-оперы и Анны Нетребко извинений за так называемый блекфейс (пародирование черных) в спектакле «Аида», который идет в МЕТ с 1988 года. При создании образа эфиопской рабыни используется грим. В последние годы от режиссеров никто не требовал чернокожих Аиды или Отелло, но никто и не возражал, если образ этих героев был решен «старомодно». Единственная опера, где авторской рукой прописано, что главных героев должны исполнять чернокожие артисты, – это «Порги и Бесс» Гершвина.
Общество пока не требует «справедливости» в распределении партий в оперном театре. Следовать этому требованию просто невозможно – нет такого количества певцов, да и сами исполнители не могут замыкаться на паре-тройке произведений. Но требования постоянно обостряются, и если сегодня «Олимпия» стала «Лаурой» лишь на время, то завтра вычеркнут из истории искусств все картины, которые могут быть истолкованы как унижающие меньшинства. Критерии оценки произведения с оглядкой на цвет кожи, гендер и т.д., подкрепленные «сбалансированным» количеством разного цвета кожи сотрудников (но одного ли уровня компетенции?), могут в конечном итоге заместить катарсис, которого ждешь от встречи с прекрасным, понятием «правильного» в понимании социальных активистов.
комментарии(0)