Графика pixabay.com
В конце нынешнего лета премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил документ, который отличался от многих текущих решений власти, особенно от тех, что касались затянувшейся пандемии.
Речь идет о концепции, разработанной Минэкономразвития совместно с АНО «Цифровая экономика» в рамках национальной федеральной программы, которая включала в себя участие таких структур, как «Сколково», Сбербанк, МТС, Аналитический центр при правительстве РФ, и других представителей соответствующих поставленным задачам организаций.
По сути, это первый документ в России, устанавливающий нормативы для технологий искусственного интеллекта и робототехники.
Что до объектов регулирования, то они у нас появились раньше и сегодня уже неплохо работают. Так, российские компании в каких-то направлениях уже были международными лидерами по развитию искусственного интеллекта (ИИ), обогнав США и Западную Европу. Это соперничество постоянно наблюдал такой аналитик, как Microsoft.
Анализ был основан на опросах 800 топ-менеджеров компаний со штатами не менее 250 человек. Это активные специалисты из России, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Нидерландов и Швейцарии. По данным Microsoft, в России 30% руководителей последовательно внедряют в свою деятельность ИИ, тогда как в среднем по миру этот показатель равен 22,3%, а, например, во Франции он застрял на уровне 10%.
Среди приоритетов в использовании искусственного интеллекта топ-менеджеры из России назвали постановку правильных целей (32%), разработку бизнес-идей (26%) и определение новых возможностей рынка (25%). Конечно, по большому счету сейчас лидерами в области искусственного интеллекта являются в основном американцы и китайцы. Но Россия активнее других внедряет свои разработки в бизнес-сферу. Более трети отечественных фирм рассчитывают на искусственный интеллект при обработке данных, касающихся прежде всего бизнеса.
По итогам 2019 года объем рынка ИИ в России достиг почти 140 млн долл., а разработкой технологий в этой сфере в стране заняты 400 компаний. Искусственным интеллектом у нас занимаются люди, ведущие 168 стартапов.
Но тут, конечно, справедливости ради согласимся, что в Китае этим занимаются более тысячи человек, а в США – почти в семь раз больше.
В то же время нельзя к искусственному интеллекту относиться как к волшебнику. Сбербанк в результате ошибок ИИ потерял миллиарды рублей. Об этом глава банка Герман Греф даже открыто рассказал во время своего выступления на «Уроке цифры» в одной из частных школ Москвы. Он, например, поведал, что искусственный интеллект, как правило, принимает верные действия при решении больших задач. Маленькая ошибка, закравшаяся в алгоритм, может привести к печальным большим последствиям.
Но несмотря на это, Герман Греф теперь уверен, что, чем бы человек ни занимался, у него «на подхвате» всегда должен быть искусственный интеллект, может быть, обладающий сегодня самыми ключевыми компетенциями будущего.
Владимир Путин был не менее решительным, заметив, что лидер в области ИИ станет «властелином мира». Также о своих амбициях дали знать в это же время Китай, Евросоюз и США. Однако задор политиков слегка остудил Александр Минин, глава NtechLab (компания, применяющая ИИ для систем распознавания лиц). Он считает, что сегодня и государственные, и частные инвесторы должны знать, что в области таких прорывных технологий лишь один-два из десятка начатых проектов приводят к успеху.
Может быть, поэтому сегодня в России 43% представителей бизнеса не используют ИИ в своей компании и не планируют это делать завтра.
комментарии(0)