Фото агентства городских новостей "Москва"
Активное распространение коронавируса нынешней осенью не может не тревожить общественность. С одной стороны, никто не желает повторения режима полной изоляции, с другой – болезнь в последние недели распространяется все быстрее. Учреждения культуры работают с минимальным количеством посетителей, и билеты – в музеи, кино, театры и концертные залы – продаются, согласно статистике, довольно хорошо: например, одна из крупных киносетей рапортует о выходе на зимние показатели.
А вот внутри творческих коллективов ситуация складывается не слишком позитивная. Несмотря на все меры предосторожности, артисты заражаются: так, Большой театр открыл сезон тремя спектаклями оперы Верди «Дон Карлос», и третий не состоялся – заболел бас Ильдар Абдразаков. Спустя неделю объявила о заражении сопрано Анна Нетребко. На днях Большой театр – в связи с ограничениями, введенными в Москве, – объявил об отмене спектаклей на Камерной сцене. Один за другим отменяются поездки в Москву: уже известно, что на фестиваль «Видеть музыку» не приедут спектакли из Самары и Уфы, отменил гастроли Бурятский оперный театр.
Директора московских театров хватаются за голову в попытках предотвратить срыв репертуарной афиши из-за приказа изолировать сотрудников старше 65 лет, ведь артистов этой возрастной категории немало и часто замены у них нет.
Тем не менее ни одна из культурных институций не готова снова прекратить работу. Если мы закроемся, то можем не открыться никогда, и это касается не только частных, но и государственных учреждений, говорят в отрасли культуры. Хотя российская система финансирования культурной деятельности выстояла (в отличие, скажем, от США, где многие театры, в том числе и легендарная Метрополитен-опера, закрылись до осени 2021 года), повторный локдаун грозит уничтожением многих учреждений, особенно маленьких.
Так, ассоциация владельцев кинотеатров обратилась к руководителям субъектов РФ с просьбой не закрывать повторно кинотеатры ради борьбы с коронавирусом. «Мы понимаем, что закрытие кинотеатров – это эффектное решение, наглядно демонстрирующее видимость борьбы с распространением инфекции, не нанося экономике вашего региона особого ущерба. Но результатом такого популистского решения станут люди и риск не восстановить отрасль, потому что второго раза кинотеатры уже точно не переживут», – говорится в обращении. Владельцы кинотеатров ссылаются на отсутствие исследований, которые доказали бы высокий риск заражения именно в кинотеатре при соблюдении противоэпидемических мер. По их мнению, кинотеатры – одно из самых безопасных мест массового скопления людей из-за большого пространства, которое приходится на каждого зрителя, и регулярной дезинфекции помещения.
Повторная культурная блокада может сказаться и на эмоциональной температуре общества, и так, мягко скажем, заскучавшего за весну и лето. Рост разводов, например, после снятия изоляции заметно вырос.
К тому же театры и кинотеатры, не говоря уже о музеях, где есть возможность перемещаться, куда безопаснее транспорта, которому закрытие не грозит: трехчасовой спектакль с соблюдением социальной дистанции между зрителями нельзя сравнить с перелетом во Владивосток (девять часов) или поездкой туда же в поезде (неделя). Неделю не снимать маску просто невозможно, социальную дистанцию и другие санитарные меры в купе тоже соблюдать сложнее, чем в музее, но здесь очевидна сила транспортного лобби, равняться с которым культурные учреждения, конечно, не могут. Им остается только попытаться убедить всех, что ответственность за посещение театров и музеев, где соблюдаются все меры предосторожности, сможет нести сам зритель.
комментарии(1)
0
dlz 05:48 09.10.2020
Наши театры знамениты не менее, чем бразильский футбол. Пусть перейдут в он лайн. Покупается 4-5 камер 4K для видеоконференций, звук пишется 5.1 хорошими микрофонами. И организуются платные трансляции с сайта театра. Я бы и сам купил права на просмотр. Меня лично больше интересует симфоническая музыка и оперные представления. На радио Орфей о Чайковском говорят каждый день. А вот Евгения Онегина послушать негде.