Иллюстрация pixabay.com
Российско-американские консультации по продлению Договора о сокращении наступательных вооружений СНВ-3, кажется, окончательно зашли в тупик. Предложение спецпредставителя президента США Дональда Трампа по контролю над вооружениями Маршалла Биллингсли подписать новое соглашение «хоть завтра» при условии заморозки арсеналов ядерного оружия не нашло отклика в Москве. А инициатива президента Владимира Путина без всяких условий продлить срок действия договора «хотя бы на год» была отвергнута в Вашингтоне.
«Это было бы историческое соглашение, выгодное для США, России и мира», – настаивает Маршалл Биллингсли.
«Они хотят ввести в практический оборот тему нестратегического ядерного оружия, так называемые тактические ядерные вооружения», – парирует министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Суть спора. Пытаясь продемонстрировать свое глобальное превосходство, Вашингтон решил присоединить к СНВ Пекин. При этом посадить его за стол переговоров должна была Москва. Не получилось. Ведь в этом случае либо России и США надо было бы сокращать свои ядерные арсеналы до уровня китайских, либо Поднебесной наращивать их до уровня оппонентов. При этом Белый дом категорически отказался рассматривать включение в соглашение ядерных союзников по НАТО – Великобританию и Францию. Тогда была придумана очередная уловка: включить в новый СНВ еще и тактическое ядерное оружие. Именно о нем и говорит Маршалл Биллингсли.
Парадокс тактического ядерного оружия в том, что ни мы, ни американцы за более чем 30-летнюю историю процесса разоружения так и не выяснили, сколько его вообще существует. Cо стратегическим проще. По СНВ-3 мы можем иметь не более 1550 ядерных блоков, развернутых на 700 носителях. А что до тактического – свободно планирующих авиационных бомб, боеголовок крылатых ракет, торпед, артиллерийских снарядов, морских и противопехотных мин, – точной информации нет.
За все время «разговоров и переговоров» по СНВ стороны лишь пришли к джентльменскому соглашению, что тактическое ядерное оружие не будет установлено на носителях. Также Минобороны РФ как-то призналось, что утилизировало все ядерные противопехотные мины, артиллерийские снаряды и свободно планирующие авиабомбы. Что-то подрезали и американцы. Впрочем, по оценкам экспертов, арсенал двух стран от этого не стал существенно меньше: в нем до сих пор может храниться более 20 тыс. таких изделий.
В США считают, что этот арсенал применим и в ходе локальных военных конфликтов. Например, авиационная бомба B61–12 с вариантами мощности в 0,3, 1,5, 10 и 50 кт. Ее носители – истребители F-16, Eurofighter и новенькие F-35 Lightning. Те самые, что сейчас активно закупает Польша и, как недавно выяснилось, Финляндия. От Хельсинки до Санкт-Петербурга такому самолету лететь пару десятков минут.
Ядерный боезаряд, сброшенный на Хиросиму и Нагасаки, имел мощность 20 кт, он уничтожал все в радиусе более 10 км. Можно предположить, что «малышка» B61–12 поразит кратно меньшую территорию, вписавшись в концепцию «неприемлемого ущерба». Но при этом не приведет к серьезному обострению конфликта, в ходе которого пойдут в ход мегатонные стратегические заряды, стирающие с карты не просто жилые кварталы, а целые страны.
На фоне объявленной Дональдом Трампом программы модернизации ядерного арсенала стоимостью в 1,5 трлн долл. военно-промышленный комплекс США не позволит любому из победителей на выборах президента США сорвать процесс освоения этих средств.
комментарии(0)