Фото сайта kremlin.ru
Президент Владимир Путин сформирует Госсовет на основании положений Конституции и соответствующего закона уже в декабре. Госдума приняла проект по Госсовету в первом чтении 11 ноября. В ходе короткой дискуссии подтвердились предположения, что описание функций или состава Госсовета – это вовсе не главная задача этого документа. Основная его цель – застолбить в законодательстве понятие единой системы публичной власти (ЕСПВ).
Точного определения ей придумать так и не удалось, но, похоже, изначальный замысел в этом и состоял. По крайней мере так можно интерпретировать заявление главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова о том, что с ЕСПВ еще предстоит большая работа. Обо всей этой системе надо будет писать отдельный закон, но к нему пока даже не приступали. Ожидается, что это будет обширный перечень поправок практически по всему правовому полю.
Сейчас же в законопроекте о Госсовете ЕСПВ описывается максимально общими словами. Вроде того, что, мол, это разные органы – от федеральных до муниципальных или какие-то иные. Но все они составляют эту систему, которая действует на принципах взаимодействия и согласованного функционирования. Последний термин в проекте, по сути дела, никак не раскрыт. Однако именно этим делом в ходе руководства ЕСПВ должен будет заниматься президент – председатель Госсовета. А стало быть, и сам Госсовет, определенный как «конституционный государственный орган».
Крашенинников, а за ним и полпред Путина в Госдуме Гарри Минх настаивали, что это не синоним органу госвласти, четкий перечень которых изложен в ст. 11 Конституции: президент, две палаты Федерального собрания, правительство, суды. Таким образом, появление в Основном законе Госсовета, дескать, не нарушает принципа разделения властей, изложенного в ст. 10 Конституции. Тем не менее все эти ветви власти, подтвердил Крашенинников, входят в ЕСПВ, которой будет руководить Путин с помощью и при поддержке Госсовета. Из этого следует, что разделение властей в России если и сохранится, то чисто теоретически. Впрочем, вряд ли тут есть что-то новое по сравнению с действительностью.
Однако фактическая ситуация – это одно, а ее юридическое оформление в Конституции и законах – это уже другое. Причем если это оформление прикрывается правовой казуистикой, то есть основания заподозрить нечестную игру. Поэтому в ходе думских дебатов, например, коммунисты напомнили, что вообще-то первые две главы Основного закона можно менять лишь через Конституционное собрание. Левые сообщили, что только что предложили власти уже четвертую редакцию соответствующего проекта о созыве этого органа – кстати, прямо упомянутого в той же Конституции. Но, как и прежде, реакция власти на данную инициативу – сильно негативная.
Из всей этой законодательной возни следует ряд выводов. Во-первых, Кремль, похоже, косвенно признает, что ЕСПВ все-таки имеет отношение к основам конституционного строя. Но что же делать – не отказываться же из-за этого от идеи, выдвинутой лично Путиным! Поэтому, во-вторых, де-факто эти основы все равно будут менять через передачу в его руки контроля над всеми ветвями и уровнями власти. Однако, в-третьих, со скоростью и объемом такой передачи власть, судя по всему, пока не определилась.
При этом понятно, что Госсовет не просто поможет обойтись без созыва рискованного Конституционного собрания. Как раз Госсовет и будет инициировать все изменения, необходимые для запуска, а потом и усиления ЕСПВ. Первоначально для того, чтобы они не выглядели так, будто это президент сам тянет на себя все одеяло власти. Но все-таки нельзя исключать, что впоследствии именно Госсовет станет одной из главных декораций российского deep-state.
комментарии(0)