Фото Reuters
Ближневосточные игроки, которые за годы президентства Дональда Трампа извлекли максимальную выгоду из его внешней политики в регионе, с тревогой готовятся к приходу в Белый дом Джозефа Байдена. Неслучайно в эти недели Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Турция, по ряду сообщений, попытались сменить свою лоббистскую тактику в Вашингтоне, приложив усилия для восстановления контактов с демократическими кругами. Однако вполне очевидно, что услуги даже наиболее близких к Демократической партии лоббистских контор не смогут привести к тому эффекту, который за последние несколько лет произвел на Ближнем Востоке открытый внешнеполитический фаворитизм Трампа и его команды. Это время стало периодом стимулирования территориальной и дипломатической экспансии Израиля, безусловной защиты часто входящих в противоречие с правом действий саудовского наследного принца Мухаммеда, а также снисходительности к «имперским наклонностям» турецкого руководства.
Многое в отношениях США с их традиционными союзниками в регионе, вероятно, поменяет ожидающееся возвращение Белого дома к дискуссии о важности иранской «ядерной сделки», которую администрация Трампа покинула в одностороннем порядке. Неслучайно бывший глава Службы общей разведки Саудовской Аравии принц Турки аль-Фейсал накануне заметил, что «возвращение к этому соглашению как таковое несовместимо со служением» Ближнему Востоку. «Возвращение к соглашению, а затем переговоры по другим важным вопросам втянут дипломатию в ловушку и превратят ее в арену для шантажа со стороны Ирана», – подчеркнул бывший руководитель саудовского разведывательного ведомства. Несмотря на то что аль-Фейсал назвал Байдена опытным политиком и дипломатом, он заявил, обращаясь к избранному президенту США: «Ошибки и недостатки предыдущего соглашения не должны повторяться, любое не всеобъемлющее соглашение не приведет к достижению прочного мира и безопасности в нашем регионе».
Не стоит сомневаться, что линия Байдена по отношению к Ближневосточному региону будет соответствовать ожиданиям демократического истеблишмента. Это политика ценностей, которая неизбежно создаст некоторую дистанцию с Саудовской Аравией и Турцией – основными нарушителями в сфере защиты прав человека среди американских союзников. Такая ситуация ставит вопрос о том, как будут они выстраивать коммуникацию с новой администрацией президента США. Конечно, жестких демаршей, адресованных Белому дому, ждать не стоит. Однако некоторые аналитики выражают уверенность в том, что отдалившиеся от Америки ближневосточные государства попытаются диверсифицировать свои внешние связи за счет других глобальных игроков, которые традиционно выступают противовесом США. Это Россия и Китай. Как показывают события последних лет, поиск геополитического баланса нередко дает о себе знать в сфере военно-технического сотрудничества. Так, покупка турецкой стороной российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 была широко интерпретирована как попытка доказать США свою самостоятельность.
В этих условиях у Москвы появляется неплохой шанс воспользоваться возможным отдалением от США их ближневосточных союзников и приложить усилия, чтобы извлечь выгоду из уже наметившихся противоречий. Конечно, вполне ожидаемо, если на фоне потенциальных разногласий с Байденом некоторые аравийские монархии захотят демонстративно возобновить разговор с российской стороной о приобретении ее средств ПВО. Однако для проекции своего влияния этого крайне мало: Москве необходимо работать над расширением спектра того, что она могла бы предложить дрейфующим в сторону от США странам. Чем шире будет предложение, тем прочнее окажется ее роль противовеса в этом непростом регионе.
комментарии(0)