Фото агентства городских новостей "Москва"
Новая реальность расставила новые акценты во взаимодействии публики и произведений искусства. А также во взаимодействии учреждений культуры с учредителем и сотрудниками. Во-первых, театрам и музеям госзадания никто не отменял (специальные распоряжения об их корректировке вышли куда позже объявленного в марте закрытия), да и обоснование надбавок сверх оклада, которая часто составляет большую часть заработной платы артистов и других сотрудников, требовалось по-прежнему. К тому же мало какое заведение хотело терять контакт с публикой. Отсюда – переход в онлайн: трансляции, мастер-классы, лекции, специально созданные для интернета проекты и т.д.
Но одновременно выяснилось, что сегодня практически ни один из российских театров не готов к подобному виду деятельности. Достойного качества запись спектакля или прямую трансляцию могли показать считаные институции, в основном крупные федеральные учреждения, которые уже несколько лет развивают свою диджитал-историю. Фестиваль «Золотая маска» при спонсорской поддержке уже несколько сезонов транслирует лучшие спектакли из своей афиши в кинотеатрах, Московская филармония развивает проект «Всероссийский виртуальный концертный зал», и ее трансляции идут на самом высоком уровне, Большой театр сотрудничает с компанией, транслирующей спектакли в кинотеатрах, Александринский театр после реконструкции и появления Новой сцены отдельной строкой ведет цифровую деятельность, так что в период изоляции мог оперировать более-менее широкой репертуарной подборкой. Здесь же – крупные музеи (Пушкинский, Эрмитаж), обладающие ресурсами для осуществления и внедрения цифровизации и достойно запустившие различные проекты.
Но ведь и маленькие галереи на окраине, где работает пара-тройка сотрудников (из них 30% – на удаленке), по мнению чиновников, тоже должны вести онлайн-деятельность. При этом ни человеческих, ни технических условий у них нет совсем.
Рядовые театры, даже московские, довольствуются случаем: удача, если канал «Культура» заснял какой-либо спектакль, но это лишь небольшая выборка свежих премьер, запечатленных целиком. Разумеется, театры показывали спектакли – но это, как правило, технические записи, иногда снятые с одной камеры. Так, портал Культура.рф, который довольно успешно (по статистике) показывал последние премьеры российских театров, выпустил специальный технический райдер, регламентирующий качество записи. Не у каждого театра есть свой сайт для осуществления трансляций, поэтому показы идут в соцсетях, что не всегда удобно, особенно для старшего поколения.
Многие зрители обратились к специализированным онлайн-платформам, для которых закрытие театров и особенно кинотеатров сыграло на руку в смысле рекламы и раскрутки. Одна из таких платформ запустила собственное театральное направление и ангажировала для его развития Ивана Вырыпаева, который продюсирует уникальные видеотеатральные проекты.
Осознав проблему, Союз театральных деятелей России запустил специальный семинар, где представители театров могли познакомиться с азами профессиональной съемки спектаклей и ведения трансляций.
Уже сегодня понятно, что диджитал-стратегия плотно входит в маркетинговую историю театров. И дело не только в карантине – он рано или поздно закончится, а популяризация культурной деятельности, а может быть, и коммерциализация показа видеозаписей, будет только наращивать обороты. Вместе с этим ясно и другое – что для этого нужны специальные бюджеты, будет ли это собственная студия или нанятая на аутсорсинге фирма. Пандемия лишь поставила перед культурными институциями и их учредителями важные вопросы на будущее.
комментарии(0)