Президент Франции Эммануэль Макрон (слева) слушает президента Армянских фондов Франции Пьера Терзяна на одном из благотворительных мероприятий в Париже, 20 ноября 2020 года. Фото Reuters
Сенат Франции 305 голосами «за» при 1 «против» принял резолюцию «О необходимости признания Нагорного Карабаха». Документ не имеет юридической силы. Он, как и все резолюции Сената, носит рекомендательный характер. Правительство может принять документ к сведению, но не обязано его выполнять.
Резолюция призывает правительство Франции помимо признания суверенитета Нагорного Карабаха оказать максимальную помощь населению республики, а также добиться создания международной комиссии по расследованию военных преступлений, совершенных против ее жителей. Правительству рекомендуется приложить усилия по возобновлению переговорного процесса с обеспечением границ, очерченных в 1994 году, и гарантировать безопасность армян и право перемещенных лиц на возвращение. Парламентарии Франции считают, что документ поможет установить мир в регионе.
Докладчик по резолюции сенатор Брюно Ретайо заявил, что конфликт перестал быть локальным после массивной и решающей поддержки, оказанной президентом Турции, который ведет исламистскую политику: «Я в точности цитирую слова Эрдогана: «Нагорный Карабах стал страной ислама и вернулся под сень полумесяца». Сколько еще нужно агрессии, чтобы Европа наконец объявила реальные санкции – дипломатические, но прежде всего экономические?»
Возможно, именно в объяснении сенатора кроется разгадка жесткой оценки нынешнего карабахского расклада – в желании «всей Европой» противостоять Турции, которая для Франции, в частности, давно перестала быть союзной. В таком случае дело дальше подковерных игр, дипломатических демаршей и экономических санкций не пойдет.
Не исключено, что Париж все-таки двинется дальше. Вспомним, как недавно, к удивлению всего мира и к запредельному раздражению Анкары, Франция криминализировала отрицание геноцида армян в Османской империи.
Причин для выполнения резолюции Сената несколько. Президент Эмманюэль Макрон может решиться на признание Нагорного Карабаха в пику Анкаре и одновременно из желания продемонстрировать силу исламским радикалам родной Франции. Серьезных потерь для Парижа не видно – с Турцией отношения и без того скверные, а с Азербайджаном не столь успешные, чтобы жалеть об их ухудшении. К решению признать суверенитет Карабаха Париж может подтолкнуть сильная армянская диаспора, а также историческая близость вплоть до того, что в свое время именно Франция являлась гарантом существования армянского Киликийского королевства при обилии тесных родственных связей в верхах.
Самое главное – Макрону для утверждения в роли мирового лидера в realpolitik необходим сильный ход. Признание Карабаха способно стать катализатором тектонических сдвигов, разрушения старых государственных границ и возникновения новых – как границ, так и государств. Примеру Франции в Европе могут последовать по меньшей мере Греция, Кипр и принявшие схожий документ Нидерланды, а в Западном полушарии – Уругвай и Аргентина, лет семь-восемь назад для признания Карабаха не дождавшиеся месседжа самой Армении.
Любопытно, как поведет себя Ереван, все годы конфликта с Баку воздерживавшийся от признания независимости второго армянского государства, если на это пойдет Франция. Ведь сейчас в Карабахе с некоторыми оговорками установился расклад, о котором лет 10–15 назад во время очередного кризиса в Ереване «тихо мечтали» некоторые эксперты: безопасностью Карабаха занимаются внешние игроки, а Армения занимается собственной экономикой и экономической помощью пока не признанной респблике.
Сегодня безопасность Нагорного Карабаха – на миротворцах РФ. Если же еще начнется процесс признания, инициированный Францией, то возникнет вопрос: проиграла ли Армения ситуацию в Карабахе? Конечно, при циничном отношении к жизням более 2 тыс. человек, погибших только с армянской стороны.
комментарии(0)