Фото Reuters
Бюджетная политика правительства кажется все более парадоксальной. На фоне падающих нефтяных цен Минфин несколько лет отсекал условно лишние нефтегазовые доходы, чтобы рекордно нарастить объем Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Примерно за два года – с 2018-го – нефть марки Brent подешевела почти на 30%, эту же траекторию повторяла и Urals. В отдельные периоды – на пике первой волны пандемии – котировки обваливались катастрофически. Объем ФНБ увеличился за эти же два года примерно в два с половиной раза в долларовом выражении и в три раза по отношению к ВВП, составив на начало ноября более 13 трлн руб.
В стране по факту были нарушены принятые ранее принципы бюджетной политики. По Бюджетному кодексу, ФНБ создавался в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений, а также для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России. Но когда возник вопрос о сбалансированности пенсионной системы, дефиците и целесообразности повышения пенсионного возраста, фонд решили обезопасить от пенсионеров и не трогать под тем предлогом, что «пенсии… не должны зависеть от цены на нефть». Резервы, пополняемые за счет сырьевых доходов, в случае обвала котировок «будут исчерпаны мгновенно», пояснял президент, обосновывая повышение пенсионного возраста. Если же чрезмерно наращивать бюджетную подпитку пенсионной системы, уточнял он, «мы рано или поздно разрушим наши финансы».
В итоге пенсионный возраст повышен, а ФНБ огорожен со всех сторон неприступной стеной. При этом правительство в условиях дефицитного бюджета увеличивает государственные заимствования и с надеждой следит за ожившими нефтяными котировками, закладывая в новый бюджет увеличение сырьевых доходов. В материалах к теперь уже принятому Госдумой закону о новом бюджете сообщается, что «по нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% ВВП в 2020 году до 5,6% ВВП к 2023 году на фоне постепенного повышения цен на нефть». Уточняется, что доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях федерального бюджета увеличится с 28,7% в 2020-м до 33,6% в 2023-м. При этом планируется, что расходы федерального бюджета снизятся с 21% ВВП в 2020-м до 17,8% ВВП к 2023 году.
Федеральный бюджет все три года будет дефицитным, а основными источниками покрытия дефицита станут государственные заимствования, которые составят почти 3 трлн руб. в 2021-м, около 2 трлн – в 2022-м и 2,4 трлн руб. в 2023-м. Объем госдолга увеличится к концу следующего бюджетного цикла до 21,4% ВВП. И в основном это будут внутренние заимствования. А из ФНБ деньги на покрытие дефицита выделять почти не будут. Разве что в 2021 году из фонда, судя по проектировкам, используют менее 100 млрд руб. на финансирование бюджетного дефицита, который составит в следующем году, по прогнозу Минфина, почти 2,8 трлн руб. «Фонд национального благосостояния будет использоваться лишь в тех случаях, когда мы увидим снижение цен на нефть», – уже пояснил глава Минфина Антон Силуанов. А сейчас нефть пока что дорожает. Всего за один месяц – ноябрь – котировки Brent выросли почти на 30%.
В итоге снова все решает нефть. Жизнь людей, и пенсионеров в том числе, все так же, как и до внедрения бюджетного правила, до попыток законсервировать ФНБ, напрямую зависит от провалов или успехов нефтяного рынка. И на это теперь накладываются негативные последствия пандемии без какой-либо надежды на дополнительные финансовые вливания в экономику, в развитие. А сам Фонд национального благосостояния все больше кажется фондом неблагополучия: его средства, видимо, будут использоваться в полной мере только тогда, когда от экономики уже почти ничего не останется.
комментарии(0)