0
4269
Газета От редакции Интернет-версия

28.03.2021 19:23:00

Искусство в пандемию: год потерь и приобретений

Российская система управления культурой оказалась одной из самых надежных в мире

Тэги: культура, кино, цифровизация, управление, коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, карантин

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

культура, кино, цифровизация, управление, коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, карантин Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»

Прошел год с момента, как общественная жизнь в стране остановилась в связи с эпидемией коронавируса. В числе первых вместе с индустрией общепита и развлечений были закрыты и учреждения культуры. Всего на три недели – но продлилась культурная изоляция как минимум полгода, а в некоторых российских регионах гораздо дольше.

Когда стало ясно, что три объявленные в марте 2020-го недели локдауна могут превратиться в месяцы, работников сферы культуры охватила паника. Артисты остались с минимальным доходом – те, кто работал в государственных учреждениях; фрилансеры – а их немало – остались просто без средств к существованию.

Тем, у кого было зарегистрировано ИП, государство выплатило минимальную субсидию. Были и частные инициативы: так, Юрий Башмет провел конкурс заявок и выплатил гранты музыкантам и композиторам.

Руководители музеев, театров, концертных залов были вынуждены в срочно переверстывать планы, международная часть которых летела под откос. Планы оперных театров, крупных музеев (так, судьба выставки картин Джузеппе Арчимбольдо, которая должна была уже завершиться в Пушкинском музее, до сих пор неизвестна) оказались под угрозой срыва, а то и отменены безвозвратно.

Уже летом Министерство культуры говорило о так называемых выпадающих доходах региональных учреждений культуры, которые составили 22 млрд руб. К осени учреждения опубликовали скорректированные финансовые планы на сезон, где легко можно было увидеть недополученные доходы.

Потери Большого театра (самая большая цифра) составили около 1 млрд руб. Если говорить о процентных соотношениях, то самый высокий процент потерь (по состоянию на август 2020 года, когда еще не учитывалась блокада музеев с середины ноября) зафиксирован у Московского музея космонавтики, чьи доходы от платной деятельности упали на 70%.

Не менее пострадали и россияне, не дополучившие соответствующую услугу (а культурная деятельность в нашей стране до сих пор считается услугой).

Безусловно, локдаун спровоцировал технологический прорыв. Мысли, идеи, наработки в сфере цифровизации культуры, которые по разным причинам откладывались, наконец были разработаны и выведены на первый план.

Оцифровка коллекций, онлайн-экскурсии, лекции, мастер-классы, онлайн-концерты из пустых залов и трансляции, вплоть до появления нового жанра онлайн-оперы и т.д., – все это нашло путь к сердцам людей. Более того, многие онлайн-сервисы отменили платную подписку, чтобы поддержать зрителя в трудный период.

На фоне кризиса заметно окрепла позиция российского кино: многие премьеры вышли в цифровом формате, не говоря о сериалах, которые снимались в расчете на онлайн-показы. Голливудское кино за единичным исключением в прокат не попало, а потому доля отечественной продукции – и соответствующие статистические показатели – в кинотеатрах заметно выросла.

К тому же как раз киноиндустрия была хорошо поддержана государством, вплоть до того, что компании, которые не побоялись выпустить фильмы в прокат (и, разумеется, заметно недополучили выручки от продажи билетов), получат компенсацию.

Ни один государственный театр или музей не закрылся, более того – в кризисный год была наконец расширена система поддержки частных культурных институций. При всех катастрофических финансовых потерях, да и человеческих (в частности, пострадавших от коронавируса артистов), российская система управления культурой проявила себя как самая надежная или одна из самых надежных в мире. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Конфуций против распутства

Конфуций против распутства

Геннадий Гутман

Цветочная литература Поднебесной империи

0
1076
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1346
В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

0
2749
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
8029

Другие новости