Фото сайта kremlin.ru
Может показаться, что президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию почти ничего не сказал о внутренней политике. Например, он лишь косвенно упомянул о внесенных в Конституцию поправках. И это притом, что значительная часть прошлого Послания была посвящена как раз планам по изменению Основного закона.
Слово «выборы» президент произнес один раз, хотя страну в конце лета и начале осени ждет думская кампания. Путин вспомнил о ней, когда хотел подчеркнуть, как важен был «ответственный и патриотический настрой конструктивных общественных сил» в период пандемии. Президент надеется на то, что и в период выборов этот «настрой, который объединяет нас вокруг общих задач», сохранится – при конкурентной политической борьбе.
На самом деле Владимир Путин сказал все, что хотел, по поводу внутренней политики. Уже само выделение «конструктивных» сил говорит о том, что есть и деструктивные. Они уже по большей части вытеснены с политического поля благодаря уверенной работе власти в целом и компетентных органов в частности. Конструктивные силы же играют по правилам системы, знают пределы допустимого маневра, поэтому никаких дополнительных президентских напутствий не нужно. Главный противник действующей власти, согласно ее картине мира, находится не в самой России, а за ее пределами, и это коллективный Запад.
Власть и ее критики к тому же зачастую по-разному понимают, что такое внутренняя политика. Образованные жители больших городов, средний класс забрались на ту ступень пирамиды потребностей, где важными становятся не только самореализация, но и гражданские свободы. Для них внутренняя политика – это как раз разговор о таких свободах, о том, в какой мере они реализуются.
В свою очередь, для правящей элиты, включая ее верхушку, важен другой разговор. Внутренняя политика сводится к решению конкретных социально-экономических проблем. Можно сказать, что в России произошел поворот к советским представлениям о правах и свободах. Человек имеет право на безопасность, следовательно, государство дает новые полномочия соответствующим органам. Человек имеет право на труд, следовательно, государство отчитывается о том, как оно решает проблемы занятости и безработицы. Если власть обеспечивает гражданина жильем, работой, защищает его от бандитов и террористов, готова лечить его и вакцинировать во время пандемии, то откуда взяться общественному недовольству? Только по наущению извне. Но эти голоса Россия готова приглушить – решительно и профессионально.
Права и свободы, выходящие за эти рамки, воспринимаются как буржуазная прихоть. Утверждается, что Запад, пойдя по пути реализации этих запросов, заблудился, потерял ориентиры, забыл о духовно-нравственных ценностях. Если можно дать народу хлеб, крышу, работу волей главного политического актора, вождя, то совершенно не обязательно играть в парламентаризм и демократизацию, ценность которых кажется иллюзорной.
Владимир Путин несколько раз, обращаясь с Посланием, подчеркнул, как тяжело было западным странам справиться с пандемией. Здесь даже необязательно читать между строк: Россия решила проблему, потому что ее система – правильная. Это тоже откат к советской системе координат, когда любое достижение списывалось на превосходство социалистического строя над капиталистическим. В России есть энергия и решительность руководителя, которые и делают государство эффективным. На Западе эта энергия расходуется на фальшивые цели и растворяется в парламентской болтовне. Послание Владимира Путина на первый взгляд совсем не кажется внутриполитическим. Но в действительности почти все оно так или иначе – о внутренней политике, о том, как ее видит власть.
комментарии(0)