Графика wikimedia.org
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о необходимости укрупнения регионов. «Нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим, и пусть губернаторы занимаются», – сказал он. Чиновника возмущают региональные контрасты: «Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, у других нет, у нас что, это жители другой страны?»
Хуснуллин подчеркнул, что его слова являются частным мнением, а не официальной позицией. Но диспропорции регионального развития, очевидно, находятся в фокусе внимания Центра. Значительная часть недавнего Послания президента была посвящена расшиванию этих проблем.
Более половины российского ВРП приходится на 10 самых развитых регионов, более трети инвестиций концентрируется в столичной агломерации и нефтегазовой Тюменской области. А регионы-аутсайдеры типа Тывы, Республики Алтай, ЕАО в разы, а то и на порядок отстают от лидеров по доле ВРП на душу населения, бюджетной обеспеченности. При этом разрыв в уровне социально-экономического развития углубляется.
Объединение территорий может обсуждаться как один из инструментов выравнивания развития. Хотя желательно все же обсуждать детально проработанные варианты, дающие синергетический эффект. Простые «усреднительные» проекты работать не будут. Механическое присоединение более бедных регионов к сравнительно более богатым соседям снизит «трудозатраты» на управление, но может лишь усугубить отсталость периферийных территорий, лишившихся субъектности.
Экономический эффект от укрупнения неочевиден, а политические риски наверняка возникнут. Оглушительный провал объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа показал, как угроза перераспределения власти и финресурсов, утраты региональной идентичности приводит к напряженности на грани бунта. Волнения в Ингушетии из-за пограничного спора с Чечней в 2018 году, несмотря на свою специфичность, могут свидетельствовать о том же.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил: «Далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время». Это уточнение делает объединительные проекты малореалистичными хотя бы в предвыборный год. Федеральному Центру нужны альтернативы. Тот же Хуснуллин отстаивает идею агломераций – межрегиональных точек роста с единой налоговой политикой. Ее можно реализовать и без политически рискованного перекраивания границ.
Под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. Из этого научного определения региона следует, что для целей развития трогать административное деление страны не стоит. Просто при формировании целей и инструментов региональной политики надо освободиться от ложного и ошибочного представления о регионе как субъекте Федерации. И объединить несколько субъектов в один макрорегион для целей исключительно социально-экономического развития. Иначе – быть беде. По крайней мере везде в мире изменение административных границ сопровождалось кровопролитием.
России это не нужно. Хуснулину, представляется, тоже. Незнание основ регионального развития не освобождает от политической ответственности за последствия. А их даже нельзя назвать непредвиденными.
комментарии(0)