На фото очередь на вакцинацию в одном из торговых центров Москвы. Фото агентства городских новостей "Москва"
Российские власти вынуждены в авральном режиме вводить непопулярные меры для сдерживания новой волны коронавируса. Стремительное распространение заболевания в сочетании с более тяжелым его течением не оставляет другого выбора. Однако смена тактики заставляет задать некоторые вопросы по поводу того, чем она вызвана – оперативной реакцией на изменившиеся обстоятельства или непредусмотрительностью.
В прошлом году власти дали эффективный ответ на пандемию – быстро развернули медицинскую инфраструктуру, обеспечили оказание всем заболевшим необходимой помощи, в кратчайшие сроки разработали и зарегистрировали действенные вакцины. Такая реакция на угрозу была на лучшем мировом уровне. Однако по главному направлению противостояния коронавирусу – иммунизации населения – РФ отстает от большинства стран очень серьезно.
Проблемы стали очевидны еще в начале года. Тогда их еще можно было списать на беспрецедентность ситуации. Но мощности по производству вакцины, логистические цепочки, информационная кампания уже давно налажены. А вакцинация идет ни шатко ни валко. В начале июня темпы были таковы, что для того, чтобы привились 50−60% населения, потребовался бы год. В последнюю неделю они чуть выросли, но все равно остаются крайне низкими.
Власти винят во всем несознательных россиян – мол, их предрассудки и самоуспокоенность привели к печальной ситуации, при которой третья волна коронавируса местами стала самой мощной и губительной за все время пандемии. В этой позиции есть доля лукавства. В конце концов, индийский штамм коронавируса, бушующий сейчас в России, тоже появился не вчера – кто же проспал момент, когда он стал доминирующим, проник в РФ и начал распространяться?
Главным принципом вакцинации власти поначалу называли ее добровольность. Это можно было объяснить нежеланием принимать непопулярные меры – у обязательной вакцинации много противников. Но сейчас этот принцип приходится пересматривать. Прививка стала фактически добровольно-принудительной во многих регионах. Уже открыто признается, что те или иные формы дискриминации непривитых россиян неизбежны. Причем это происходит в самый неудобный для власти момент, когда стартует предвыборная кампания. Такая непоследовательность вряд ли будет воспринята позитивно. Сейчас россиян приходится загонять на вакцинацию из-под палки, угрожая лишением зарплаты. Но зачем тогда много месяцев их убеждали (и убедили), что прививка – дело добровольное?
Теперь нежелающих прививаться скопом записывают в ряды антипрививочников – мол, их дремучее невежество приводит к росту смертей от коронавируса. При этом еще недавно в государственных СМИ с каким-то странным злорадством смаковали проблемы, с которым сталкивались зарубежные производители вакцин, – особенно обращая внимание на смертельные случаи после прививок. Притом что иностранные препараты даже не были прямыми конкурентами отечественным разработкам в России. Но нагнетание тревоги по поводу возможных побочных эффектов и осложнений способствовало укреплению мнения (конечно, ошибочного), что с вакцинами вообще дело нечисто и лучше держаться от них подальше.
В итоге складывается впечатление, что власти просто хотели избежать принятия решительных мер. Надеялись на то, что новые волны коронавируса окажутся не такими сильными. Что пандемия пойдет на спад. Но это привело к тому, что теперь такие непопулярные решения все равно приходится принимать в авральном порядке. Вот только винить в этом россиян не совсем честно. А честно было бы давно и открыто признать, не подстраиваясь под общественное мнение, что в разгар мировой пандемии непопулярные меры неизбежны.
комментарии(0)