Иллюстрация pixabay.com
Выводы аналитического обзора «Разработка в России передовых производственных технологий (ППТ)», основанные на данных Росстата и собственном мониторинге Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, особого оптимизма не могут вселить. Разработка ППТ – задача, актуальная для крайне небольшого круга российских организаций. В 2020 году такую деятельность вели лишь 1,4% из них, хотя число разработчиков ППТ в стране сегодня – 749. Наиболее активны в этом вопросе организации сферы исследований и разработок и высшего образования – 4,6 и 4,4% соответственно. И это более чем втрое превышает среднее значение по стране. В аутсайдерах – предприятия по добыче полезных ископаемых (0,6%) и «куст» – «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений» (0,5%).
Ситуация неприятная, но вполне уже хроническая для отечественной экономики. Притом что число организаций, разрабатывающих передовые промышленные технологии, растет (в 2010 году таковых было 438), интенсивность разработки новых ППТ остается крайне низкой – в среднем три в год на каждом предприятии. Понимают все риски подобной ситуации и в правительстве и пытаются ее исправить.
На днях, например, премьер Михаил Мишустин распорядился учредить от имени РФ акционерное общество «Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии». Уставной фонд – 4,5 млрд руб., и он будет полностью находиться в федеральной собственности. Эксперты уже отметили, что создание этого АО может означать «появление институциональной структуры, не связанной ни с одной из известных политико-экономических групп, включая сырьевиков и отраслевой олигархат. Эта структура будет основой для принятия самостоятельных решений в период трансфера власти».
Чуть раньше Мишустин поручил представить до 1 сентября 2021 года стратегию по развитию природоподобных технологий.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко распорядился разработать обновленную стратегию на ближайшие три года для АНО «Цифровая экономика» – к 1 октября 2021 года. Любопытно, что одно из требований – создание индикаторов конкретного измеряемого результата работы АНО.
Аппарат правительства готовит список поручений в сфере индустриальной политики. По имеющейся информации, предстоит полная инвентаризация мер господдержки различных отраслей промышленности. Будут выделены самые эффективные, на которые направят дополнительное финансирование. Цель – запуск реальной цифровизации индустрии.
Одна из отраслей, которая, по идее, должна бы интенсивно генерировать ППТ, – космонавтика, сфера космических услуг. Первый полноценный суборбитальный полет ракетоплана Unit22, разработанный частной корпорацией Virgin Galactic британца Ричарда Брэнсона, – очередное подтверждение этому факту. Ничего подобного мы не наблюдаем в российской космической отрасли. Мало того, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что русские олигархи не вкладываются в частное развитие космоса. Но как раз отечественные инвесторы чутко улавливают мировые технологические тренды. С 1 июня акции Virgin Galactic торгуются на Московской бирже. И поэтому не случайно сейчас снова заговорили об обратном переформатировании госкорпорации «Роскосмос» в федеральное агентство.
По всему видно, что деньги у государства на цели развития передовых промышленных технологий есть. Но с проектами, в которые можно было бы вложить эти средства, действительно возникает проблема. Их критически мало. Нет производств под эти передовые промышленные технологии. Отсутствует или слабо развит организационный капитал. И очередная попытка правительства переломить эту ситуацию может опять редуцироваться всего лишь до создания новых административных иерархий, которым и ключевые показатели эффективности (KPI) подобрать – задача нетривиальная.
комментарии(0)