Фото агентства городских новостей "Москва"
На прошлой неделе выяснилось, что принятые год назад поправки к Конституции РФ тоже приходится уточнять и слегка корректировать. Президент России Владимир Путин своим указом разрешил принимать на государственную и муниципальную службу граждан РФ, имеющих паспорт другого государства, – в исключительных случаях. Исключительный случай – это «невозможность прекращения подданства (гражданства) иностранного государства». Она будет устанавливаться либо самим президентом, либо Комиссией по вопросам гражданства при главе государства. Нужен ли тот или иной гражданин на государственной или муниципальной службе, определит, в свою очередь, руководитель соответствующего органа.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, исключительных случаев будут десятки, не больше. Он привел конкретный пример: невозможность для некоторых граждан прекратить украинское гражданство. Это действительно сложно, в частности, для жителей Крыма, ведь Киев продолжает считать полуостров украинской территорией. То же самое, видимо, касается и жителей Донбасса, получающих российские паспорта. В Кремле дают понять, что власть вовсе не решила откатить назад, отступить от конституционных принципов, к слову, этой весной оформленных еще и в соответствующих законах. Просто есть реалии, на которые нельзя не отреагировать.
Поправки к Конституции, касающиеся запрета на иностранное гражданство для президента, министров, губернаторов, мэров, депутатов и чиновников более скромного профиля, конечно, были актом принципиальным и идеологическим. Речь шла о так называемой национализации элит. Для действующей власти, желающей на десятилетия вперед утвердить свою картину мира и представления об управлении государством как обязательные для всех, это абсолютно логично. Равно как логично и другое: гораздо проще исправлять законодательные нестыковки и решать отдельные казусы президентскими указами, чем отказываться от такого большого, эпохального дела, как редактирование Конституции.
В Конституцию в 2020 году внесли 206 поправок, в соответствии с этим потребовались изменения в 98 законах. Поправки касались самых разных сфер и проблем – от президентских сроков до индексации пенсий и волонтерства. Это позволило добиться поддержки большинства граждан. Высказываясь за внесение в Конституцию какой-либо социальной поправки, люди принимали весь пакет целиком. Невозможно было себе представить, что собранный, по сути, за полгода новый законодательный механизм заработает без сбоев, не столкнется с реальностью, противоречащей «поправочным» устремлениям. В случае с двойным гражданством чиновников именно так и получилось, и едва ли это последний такой случай.
Как будут складываться отношения России с иностранными государствами через 5, 10, 15 лет? Какие задачи будут актуальными для российского государственного аппарата? Какие реформы и программы модернизации придется запустить? И что, если для этого на государственной службе понадобятся конкретные люди с двойным гражданством, причем речь вовсе не будет идти о паспорте Украины? Вопросов очень много, и ими можно было задаться, планируя поправки. Но власть, кажется, предпочитает искать обходные маневры.
В этом, впрочем, нет ничего нового. Актуальная власть в России – это, среди прочего, и власть юристов, интерпретаторов действующего права. Иначе никак не объяснишь то, что при либеральной по своему духу Конституции 1993 года в России удалось утвердить в качестве главной и ведущей практику запретов и наказаний. Многие права и свободы гарантированы – по сей день – Основным законом. Но может ли человек ими воспользоваться, решает власть в каждом случае. Поэтому можно принять поправки, а жить затем в соответствии с указами и дополняющими законами.
комментарии(0)