Скриншот канала "Свое ТВ Ставропольское телевидение" / YouTube
Треть российских губернаторов выполнили сделанную два месяца назад рекомендацию президента Владимира Путина провести «прямые линии» с жителями своих регионов, подсчитали СМИ. Пока сложно сказать, много это или мало. В любом случае в ближайшие месяцы такой формат общения с народом скорее всего освоит весь губернаторский корпус: вряд ли кто-то из глав субъектов РФ рассматривает совет главы государства иначе как руководство к действию.
Идея устроить подобную коммуникацию в регионах была озвучена в одном из вопросов, адресованных Владимиру Путину во время его «Прямой линии» 30 июня. «Это сняло бы ряд вопросов к президенту», – аргументировал автор зачитанной в эфире инициативы. Такое общение важно не только возможностью задать вопрос первому лицу региона, уточнил глава государства: «Еще важнее то, что происходит выборка наиболее актуальных проблем, которые волнуют граждан. Это чрезвычайно важно для того, чтобы скорректировать свои практические действия в важнейших сферах: в социальной политике, в здравоохранении, в том же самом жилищном строительстве и так далее».
Как следует из поручений президента, сделанных после «Прямой линии», федеральный Центр при необходимости готов оказывать регионам «технологическую и консультационную помощь» в организации таких мероприятий. Хотя президентское указание носит рекомендательный характер, в нем определены ответственные (высшие должностные лица субъектов РФ и глава администрации президента) и их обязанность регулярно докладывать о выполнении.
В целом понятно, зачем эта идея нужна Центру. Многие регионы откровенно проваливают информационную политику. Далеко не у всех местных пресс-служб и внутриполитических управлений достаточно сил, технических и аналитических ресурсов и способностей, чтобы наладить широкую и действенную коммуникацию с жителями. Собственно, об этом свидетельствуют и президентские «прямые линии»: очень многие адресованные главе государства вопросы должны решаться на региональном уровне, а не выноситься на самый верх.
Можно спорить о том, насколько «прямые линии» являются оптимальным форматом обратной связи. По идее, за ту же выборку волнующих жителей актуальных проблем, о которой говорил Путин, должны отвечать социологи. Даже глава государства был вынужден согласиться, что «некоторые простые вопросы не решаются без президента и губернатора». «Наверное, надо стремиться к тому, чтобы все работало в автоматическом режиме, но до этого у нас еще далеко», – признал он. А пока до этого далеко – возможно, будет польза и от «прямых линий».
Проблема может быть в другом. Среди глав регионов есть активисты общения с жителями, которые и раньше не боялись прямого контакта с широкой аудиторией в тех или иных формах и регулярно шли на такой диалог. Для чувствующих ответственность перед избирателями публичных политиков это должно быть нормой. А есть те, кому это дается довольно тяжело. Те, кто главным условием своей власти считает поддержку не снизу, а сверху по вертикали. Как они воспринимают и как собираются реализовывать президентское поручение-рекомендацию?
«Прямые линии» губернаторов задуманы как инструмент укрепления взаимопонимания между региональной властью и жителями. Но с бюрократической точки зрения де-факто это спущенная сверху директива, о выполнении которой нужно будет просто отчитаться перед федеральным Центром. В таких условиях может сложиться несколько парадоксальная ситуация, когда мнение жителей и обсуждение с ними проблем – ради которых все формально и проводится – отойдет на второй план, а главным лично для губернатора станет вопрос, как оценит его «прямую линию» совсем другая аудитория – в Кремле.
комментарии(0)