Фото Reuters
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, находясь в Анголе, заявил, что «судьба человечества не может быть оставлена на милость горстке стран – победительниц во Второй мировой войне». Речь шла о пяти постоянных членах Совбеза ООН. Эрдоган считает, что сохранение за этой структурой – в ее устоявшемся виде и составе – важнейшей роли в мировой политике не соответствует реалиям современного мира.
Можно было ожидать, что в России слова о победителях во Второй мировой войне вызовут волну эмоций. Между тем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров оценил красноречие Эрдогана и сказал, что согласен с ним – «пятерка» не имеет права диктовать судьбы мира. Но она, по словам Лаврова, на это и не претендует, а действует исключительно в рамках Устава ООН.
«Я не видел контекст, в котором сказана эта фраза, я ее сам не читал, видел только в пересказе СМИ. Не знаю, насколько адекватно выполнен перевод. Я обладаю возможностью по-турецки ее прочитать, обязательно посмотрю», – сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский вполне ожидаемо напомнил Эрдогану, что Турция проиграла и в Первой, и во Второй мировых войнах, так что нечего «лезть» в Совбез.
По большому счету это все. Российская власть отреагировала предельно спокойно, прокомментировала суть высказываний, а не форму, заявила, что нужно понять контекст. Волна возмущения не прокатилась по новоизбранной Думе, никто не потребовал отозвать из Турции посла для консультаций, признать ее недружественной страной. Удивляться этому не приходится. Анкара – сложный, но партнер. Ссоры Москвы с Эрдоганом всегда непродолжительны, хотя их интересы и оценки действительности далеко не всегда совпадают.
Если бы фразу «горстка победителей во Второй мировой войне» произнес президент прибалтийского государства, легко представить, какой была бы реакция российской правящей элиты. Такого президента почти наверняка обвинили бы в переписывании и фальсификации истории, пересмотре итогов войны. Едва ли кто-то стал бы разбираться в контексте и смысле. Скажи такое российский журналист или оппозиционный политик, его наверняка затаскали бы по судам. Но Эрдогану позволено намного больше. Он и Крым не считает российским, не признает местные выборы и открыто об этом заявляет.
Турецкий президент и правда приплел Вторую мировую для красного словца, и сложно понять, в чем заключался предполагаемый эффект этого упоминания. Если же разбираться в сути сказанного, то Эрдоган уходит в демагогию. «Пятерка» Совбеза – не декоративная структура, но практика показывает, что на реальные мировые тренды и процессы почти в любом регионе она влияет мало. Турция при Эрдогане очертила себе сферу влияния. Это и Средиземноморье, и Персидский залив, и Сирия, и курды, и, разумеется, Кавказ – Азербайджан не ввязался бы в новый карабахский конфликт, если бы не чувствовал поддержки Анкары. Эрдоган вмешивается в любые процессы в обозначенных регионах, его страна развивается вполне самостоятельно, заключает любые экономические и военные контракты. Совбез ООН туркам не мешает. К тому же Турция – член «большой двадцатки» и регулярно участвует в обсуждении всех мировых проблем.
При этом Эрдогана сложно назвать миротворцем. Его политика и риторика конфликтны. И предлагаемая им реформа мироустройства означает закрепление за такими региональными суперигроками, как Турция, права вести себя агрессивно. Отсюда и необходимость в «пятерках» – они должны останавливать региональную дестабилизацию, которой способствуют такие лидеры, как Эрдоган. И эти структуры скорее недостаточно сильны, чем всемогущи, как это пытается представить президент Турции.
комментарии(0)