Фото Reuters
На сайте CNN появилась публикация под заголовком «Как Запад создал самую опасную версию Путина». Ее автор Люк Макги, в частности, обращает внимание на энергетический кризис в Европе. «Не секрет, – пишет он, – что многие страны, включая Германию, зависят от поставок природного газа из России. Нынешний дефицит топлива усиливает риски не только экономической, но и геополитической зависимости».
Россия ждет, когда немецкий регулятор разрешит прокачку газа по газопроводу «Северный поток – 2». Президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» заявил: «Если завтра регулятор даст разрешение, послезавтра начнется поставка 17,5 млрд куб. м». Люк Макги, реагируя на эти слова, пишет: «Газопровод вызывает противоречия, потому что рассматривается многими как проект геополитического влияния Москвы». «Самая опасная версия Путина», по мнению автора CNN и его процитированных в тексте собеседников, появилась потому, что Запад позволил себе оказаться в энергетической зависимости от России и недооценил способности и желание Кремля пользоваться этим оружием.
Энергозависимость от России продолжает обсуждаться в структурах Евросоюза. Например, глава ведущей фракции Европарламента – Европейской народной партии – Манфред Вебер заявил на прошлой неделе, что континенту необходимы инвестиции в сжиженный природный газ. «Это позволит стать более независимыми от Путина», – сказал он. Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступала за диверсификацию поставщиков газа, сохранение этого вида топлива в качестве «переходного», формирование «чистой» энергосистемы.
Европейские политики говорят о долгосрочных, стратегических проектах. В принципе, наверное, хорошо, когда поставщиков газа несколько, формируется конкурентная рыночная ситуация, это влияет в том числе и на цены. Но когда надвигается холодная зима, а топлива не хватает, проблема конкуренции вдруг перестает быть первоочередной. Инвестиции в сжиженный газ – перспективная тема. Но и здесь главный поставщик, а это США, может в любой момент сменить собственные приоритеты, и топливо пойдет в Латинскую Америку, а не в Европу. Везде свои риски, в том числе и риск зависимости (не только экономической).
Структуры Евросоюза подчинены принципам прямой демократии. Заседающие в них политики избираются, за них голосуют граждане европейских стран. Когда в домах тепло, эти граждане могут прислушиваться к политическим и геополитическим доводам депутатов и чиновников. И многие из них готовы согласиться с тем, что влияние России на Европу хорошо бы ограничить, что в «Северном потоке – 2» кроется какой-то подвох, а то и опасность.
Дефицит топлива и надвигающаяся зима переворачивают пирамиду потребностей даже в развитом, передовом обществе. Можно сказать, что это проверка твердости приоритетов – или степени их искусственности. Если провести выборы в Европарламент сейчас, риторика «снижения энергозависимости от Москвы» скорее всего завоевала бы гораздо меньше голосов, чем в спокойное время. Обычный европеец примет газ от любого поставщика и едва ли станет задумываться здесь и сейчас о том, нарушаются ли в стране, откуда поступает топливо, права человека, преследуется ли оппозиция, не рассылает ли она по миру коварных агентов.
Европарламентарии и чиновники, выдвигающие политические и ценностные аргументы, в кризисных условиях перестают быть адекватными реальности, отрываются от нее. Их заявления не отвечают на самый простой вопрос: как сделать так, чтобы не закрылись предприятия, а люди не мерзли дома, причем сделать не когда-нибудь потом, а сейчас? Европа потихоньку справляется с последствиями одного глобального – пандемического – шока, она вряд ли готова еще и к энергетическому.
комментарии(0)