Фото Kremlin.ru
Минск и президент Александр Лукашенко вновь оказались в центре европейского скандала. Власти Литвы и Польши считают, что концентрация нелегальных мигрантов у их границ – рукотворный процесс, и обвиняют в этом белорусские власти.
Именно в это время Россия подписывает с Белоруссией 28 интеграционных программ, общую Военную доктрину и Концепцию единой миграционной политики. Последнее особенно примечательно, и перспективы здесь видятся самые разные. Например, Москва может призвать Лукашенко к порядку, и абсолютно не нужные инциденты на границах с европейскими странами прекратятся. Или же Москве, напротив, придется всякий раз прикрывать и выгораживать белорусского союзника, а значит, делить с ним ответственность – или вовсе отвечать самой за его решения или поступки.
Союзное государство многие годы существовало лишь на бумаге, о его реальности напоминали лишь объявления в аэропортах. В последнее время интеграционные процессы активизировались, Москва продемонстрировала явный интерес к этому. Разумеется, это неслучайно. Позиции Александра Лукашенко и внутри страны, и за рубежом пошатнулись, он сделался более уступчивым. Интересно, что на переговорах в Москве белорусский президент выразил желание посетить Крым. Это вряд ли могло произойти еще несколько лет назад, когда Лукашенко выступал в роли миротворца, организатора саммитов «нормандской четверки», укреплял свой авторитет – и одновременно контролировал ситуацию в собственной стране. Теперь ему пришлось сделать выбор.
Оценивая положение президента Белоруссии, Россия тоже выбирала. Например, еще года полтора назад она могла отказать Лукашенко в поддержке, выразить обеспокоенность положением дел в республике, ситуацией с правами человека, призвать сесть за стол переговоров с оппозиционерами. Или, что звучит более реалистично, запустить скрытые механизмы влияния на белорусскую элиту, добиться постепенного транзита власти, попробовать успокоить общество. Это сложно было сделать, когда Лукашенко искусно маневрировал между Россией и Западом. После выборов 2020 года он уже не может разыгрывать европейскую и американскую карты.
Понимая все это, Россия сделала другой выбор. Пользуясь слабостью белорусской власти, она взяла Лукашенко в борцовский захват, по сути, вынудила подписать интеграционные бумаги. Конечно, это полностью соответствует логике и строю мышления российской элиты, точнее, ее влиятельной силовой части. Белоруссия видится как союзник в политической игре, а методы Лукашенко находят понимание и одобрение, даже когда он очевидно перегибает палку. Нужно воспользоваться моментом, когда белорусский президент ищет поддержки, но не отказаться от него, сделав шаг в сторону новых сил в республике, а, наоборот, покрепче привязать к себе.
Дальновидно ли это? Очень сложно предсказать, как будет развиваться политическая ситуация в Белоруссии в ближайшие годы, как долго сможет Лукашенко объединять элиту вокруг себя, как повлияют на его положение пандемия и санкции. Даже если предположить, что внутри истеблишмента найдется преемник, сменщик Лукашенко, никто не знает, в какую сторону он посмотрит. Это вовсе не обязательно будет Москва.
Укрепление союза с пусть небогатым, но спокойным государством с нормально функционирующей экономикой и рациональным лидером можно было бы считать стратегически грамотным шагом. Но Белоруссия сегодня – проблемное государство и проблемная экономика. Санкции бьют по Белоруссии сильнее, чем по России, и новые пакеты принимаются регулярно. Москва продолжает атавистичную цивилизационную практику реинтеграции, собирания земель, но платит за это слишком большую репутационную – и экономическую – цену.
комментарии(0)