Фото REUTERS
Масштабы активности западных частных военных компаний (ЧВК) «не сопоставимы с тем, что делается частными военными фирмами, созданными российскими гражданами». На это указал глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам своего недавнего визита во Францию, для властей которой этот вопрос стоит особенно остро в контексте Африки. Высказывания продолжили тот тезис, который министр высказал 11 ноября по итогам переговоров c коллегой из Мали Абдулайе Диопом. Заочно парируя обвинения западных официальных лиц в том, что Москва задействует «солдат удачи» в Африке, Лавров заметил, что власти не имеют отношения «к деятельности подобных структур, созданных гражданами России». «Они самостоятельно заключают контракты», – пояснил глава МИД РФ. В то же время он обратил внимание на то, что рынок услуг, которые предоставляют ЧВК, «был давно создан и освоен именно западными странами». Среди лидеров этой сферы Лавров назвал США, Великобританию и Францию, «у которой около дюжины ЧВК, оказывающих самые разные услуги в различных частях мира – далеко не только в Африке».
Характерной приметой нового времени постепенно становится «размывание» границ вооруженного противостояния и применение так называемого гибридного подхода к ведению войны. В одном из исследований по этой теме эксперты Института международных отношений «Клингендаль» (Нидерланды) отмечали, что гибридная борьба так или иначе представляет собой конфликт между политическими субъектами, которые стремятся удержать ее ниже порога открытого вооруженного конфликта. Мотивов может быть множество – от необходимости управлять дипломатическими и репутационными рисками до нежелания подвергать опасности собственную регулярную армию. Выходом в данном случае становятся иррегулярные силовые элементы, которые нередко помогают решить стратегические задачи, и модель ЧВК подходит здесь лучше всего. Идея использования наемников встречает все больше сторонников в мировом сообществе. Не случайно обвинения в использовании услуг «солдат удачи» на совершенно разных конфликтных аренах раздаются уже в адрес таких неочевидных интересантов, как Китай или Турция.
Особую выгоду в этой ситуации представляют пробелы законодательной базы. На сегодняшний момент необходимость регулирования деятельности ЧВК не находит четкого отражения в международно-правовых актах. Глобальные споры об актуальности введения определенных ограничений на представителей этой индустрии закончились принятием в 2008 году Документа Монтре и в 2010 году принятием Международного кодекса поведения частных охранных компаний. Однако, как считают специалисты, ни та, ни другая инициатива не имеют обязательной юридической силы и носят скорее рекомендательный характер. Соответственно ограничить, ущемить или расширить права «солдат удачи» у международных структур пока что нет никакой возможности. Это делает для политических игроков использование ЧВК в зонах международных конфликтов более привлекательным и менее затратным, нежели сценарий с задействованием собственной регулярной армии. Да и сами страны, которые обращаются за услугами «солдат удачи», не стесняются демонстрировать интерес к рынку.
В этих обстоятельствах нетрудно ожидать дальнейшего роста востребованности ЧВК и, возможно, даже приближения российского сегмента к масштабам активности лидеров и пионеров этой индустрии на Западе. Серьезным риском, однако, в этом контексте остается то, что увеличение популярности модели ЧВК может только усложнить вооруженные конфликты. Не исключено, что проблемы атрибуции нападений и подответственности участников боевых действий окажутся главными препятствиями на пути к дипломатическому урегулированию.
комментарии(0)