Фото агентства городских новостей "Москва"
Принятие многочисленных поправок к Конституции РФ вовсе не означает, что процесс «дополнения и улучшения» Основного закона завершен, что у представителей российской власти не появится новых идей и инициатив. Так, например, депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Евгений Федоров считает, что пора готовить второй этап конституционной реформы – для профилактики цветных революций. В интервью изданию URA.ru депутат заявил, что менять нужно даже первую и вторую главы, «выходить из подчинения однополярному миру и формировать свои национальные органы власти на базе того же Госсовета».
В частности, в Основном законе, считает Федоров, нужно изменить статью 13, которая вводит запрет на государственную идеологию, и статью 14, которая включает в правовую систему РФ международные нормы. Запад, уверен депутат, использует эти нормы, чтобы давить на российскую политическую систему и бизнес-круги, не допустить переизбрания Владимира Путина в 2024 году. Если же будет утверждено главенство Конституции РФ над этими принципами, то Россия не только нанесет удар по планам западных стран, но и «восстановит свой суверенитет», выйдет из-под контроля Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Можно сказать, что это частное мнение. Однако, когда такого мнения придерживается избранный депутат Госдумы, тем более от доминирующей партии, ему несложно придать идее законодательную форму и найти единомышленников. Не секрет, что «заправдинцы», вступившие в предвыборный альянс со «Справедливой Россией», в своих программных документах тоже выступали за государственную идеологию. Среди депутатов Госдумы, причем в разных фракциях, хватает тех, кто выступает с похожими по духу предложениями – например, хочет вернуть цензуру. Приоритет Конституции РФ над международным правом уже прописан в принятых поправках, что, как можно заметить, вовсе не мешает законодателям продолжать творчески мыслить в этом направлении.
Власть, правя Основной закон, едва ли планировала превращать это в бесконечный процесс. Есть мнение, что главное было сделано: Владимир Путин получил право еще раз стать президентом. Но и остальные поправки оказались вовсе не косметическими. Появилась целая сеть нормативных подробностей, которую можно накинуть на любое слово, действие, проступок. Любое нарушение, вплоть до охоты Валерия Рашкина на лося (такое действительно озвучивалось!), может быть интерпретировано теперь как попрание Конституции.
Для системной политики в России очень важное качество – способность чувствовать, схватывать конъюнктуру, улавливать господствующий тренд. Евгений Федоров демонстрирует это наглядно. Главный тренд сегодня – это изоляционизм, отсюда и предложения отвязать российские законы от международных. Этот строй мысли по необходимости предполагает и другие инициативы – в частности, такую трансформацию суверенной демократии, при которой она превращается в консервативную идеологическую диктатуру.
Запустив процесс обновления Конституции, власть сняла негласное табу. Раньше считалось, что интерпретировать Основной закон можно по-разному – и правящая элита всегда делала это весьма консервативно и в своих интересах. Но при этом букву Конституции не трогали. В 2020 году трогать букву разрешили, высвободив среди системных политиков и активных граждан креативную энергию. И сегодня выходит, что дискуссия о Конституции не завершена.
Другое дело, что предлагать «либеральные» поправки в Основной закон или предлагать вернуться к прежним настройкам затруднительно. Можно получить обвинение в подрыве конституционного строя. Творческую свободу получили лишь традиционалисты и изоляционисты. Их идеи, видимо, кажутся власти если не полезными, то безвредными, совпадающими с требованиями времени.
комментарии(0)