Иллюстрация pixabay.com
Стремление людей к культуре неистребимо. При желании можно зайти с другой стороны и истребить источник культуры или слегка его «придушить». Пример: есть в России два сельских театра, один – государственный, другой – частный. В одном собирали деньги на ремонт, в другом – вообще на все. Второй – трудно, но развивается, в первом – не продлили контракт с затеявшим краудфандинг худруком, который не желал заниматься лишь творчеством.
«Театр села» – первый частный театр, который существует на народные деньги (но уже получает гранты на постановки от местных властей) в селе Льва Толстого, что в Калужской области. Созданный энтузиастами, он – маленькими шагами, постепенно – обрастает спектаклями, помещением и даже планами на всестороннее развитие (пристройка, которая сделает возможным полноценный зал и сцену, репертуар и т.д.). В России есть такой формат: жители собирают, скажем, на строительство дороги три четверти ее стоимости, одну добавляет государство. Иногда благоустройство села происходит только на пожертвования. Здесь таким образом существует театр.
История другого театра – он находится в сибирском селе Мотыгино, на берегу Ангары, в пяти-шести часах езды от Красноярска, – мягко говоря, удивляет. Конечно, удивителен уже сам факт, что в поселке на 5 тыс. жителей есть театр. Где малюсенькая труппа, мизерные – по соотношению с ценами на продукты – зарплаты и т.д. Приехавший туда несколько лет назад режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Турков изменил жизнь театра – сумел преобразить репертуар, привлек подростков в театральную студию – в общем, занялся созданием культурной среды. И хотел комфортного существования для своей труппы: чтобы не протекала крыша, был теплый туалет, в условиях сибирских зим необходимый. Действовал практически как один из самых успешных, по мнению чиновников самого высокого порядка, управленцев России, Владимир Кехман, который считает, что главное в театре – буфет и туалет, а за ними подтянется и художественная часть. Турков объявил краудфандинг, сбор средств на благоустройства театра, – и его частная инициатива попала в новости федеральных СМИ. За два дня сбор средств в четыре раза превысил необходимую сумму, и лишнее решили отдать другим нуждающимся театрам.
Но директор театра, а за ней и чиновники были не слишком довольны такой «славе»: получилось, что вся страна узнала о провале социалки в регионе. Контракт с Турковым не продлили. Замкнутый круг: инициатива снизу оказалась наказуема, чиновники не смогли обеспечить условия для артистов, но и частное решение проблемы не поддержали.
Недавно депутат Госдумы Николай Бурляев призвал вернуть культуру с панели коммерциализации. «Нам с вами всем вместе предстоит вернуть культуру с панели, донести до сознания власти простую абсолютно мысль, что культура и рынок – понятия несовместимые. Цель культуры – преображение народа, цель рынка – делать деньги любыми способами, даже ценой убиения душ человеческих, что мы видели в 90-е годы, видим и сейчас», – сказал народный артист и добавил, что цена этого возвращения – увеличение дотаций из бюджета. Посыл речи был, разумеется, иной (цензура репертуара и постановочных приемов), но почему бы не применить его к описанной ситуации? Выделить деньги на минимальный комфорт – не зазорно. Опростоволоситься на всю страну – стыдно, но, увы, чиновникам часто хватает мудрости только на прессинг: уволить, с глаз долой. В то время как на этой ситуации можно было бы выстроить грамотную историю, привлечь внимание к региону, подтянуть PR-специалистов (в США так бы и сделали, там умеют провал превратить в достижение) – и, глядишь, подтянулись бы инвесторы, преобразился бы не только театр, но и все село. А там – и область, и страна.
комментарии(0)