Иллюстрация pixabay.com
Председатель правительства РФ Михаил Мишутин 2 декабря подписал постановление о создании в Нижегородской области инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Квантовая долина». На базе ИНТЦ планируется развивать цифровые технологии, включая квантовые и искусственный интеллект. В числе направлений деятельности центра – создание инновационных производств, интеллектуальных транспортных систем (по-видимому, все тот же ИИ, интегрированный в то, что движется), проекты в области персонализированной медицины и медицинского приборостроения, решение задач в сфере экологии и ликвидации накопленного ущерба.
И это замечательно. Россия действительно хронически истосковалась по высоким технологиям. Поддержка ВТ – прежде всего цифровых, электронной промышленности, водородной энергетики – это одно из самых грамотных решений правительства.
Показатель 86% импортного ИКТ-оборудования на российском рынке – хороший раздражитель для увеличения инвестиций в отечественную электронику. В мае правительство приняло решение выделить 4,9 млрд руб. на техническое дооснащение термоядерной мегаустановки токамак Т-15МД. В октябре утвердило «дорожную карту» «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». По разным оценкам, возможная доля РФ в мировой торговле водородом может достичь от 5 до 10%. По заявлению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, цель еще более амбициозная – к 2030 году занять 20% международного рынка водорода…
Но тут возникает сразу несколько проблемных полей.
Прежде всего ресурсное обеспечение: финансовое, материальное, а главное – кадровое. Так, еще в начале этого года Минцифры оценивало дефицит квалифицированных кадров в отечественной ИТ-индустрии от 500 тыс. до 1 млн человек. А, согласно опросу на образовательной платформе GeekBrains, 53% студентов, изучающих информационные технологии, хотели бы эмигрировать из России (ноябрь, опрошены 5 тыс. изучающих ИТ респондентов разного пола и возраста, проживающих в различных городах РФ). Надо учитывать, что, даже физически оставаясь в России, многие ИТ-специалисты работают удаленно на западные компании.
Проблема давняя. По оценкам президента Российской академии наук Александра Сергеева, с начала 1990-х годов из России могли уехать до 150 тыс. ученых – больше, чем сейчас работает в системе академических институтов.
Однако не менее фундаментальная проблема – не экономическая, а ментальная: готовность общества к восприятию технологий. Здесь самое настоящее поле общественного невроза в России. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», 65% опрошенных респондентов 18–65 лет смотрят ТВ-программы о науке и технологиях реже одного раза в месяц или не смотрят вообще. Показатели смотрения видео о науке и технологиях в интернете еще более впечатляют: 72% респондентов интересуются этой тематикой очень редко или никогда не интересуются. Но и это не рекорд. Печатные издания на научно-техническую тематику безразличны для 87%.
Кстати, эти данные – одно из объяснений возникновения и существования самоорганизующегося движения антиваксеров. И этот «новый луддизм» – возможная модель восприятия всех высоких технологий в современном российском обществе.
Без решения этих вопросов мы – вполне может быть – так и останемся во многом архаическим социумом, хотя и с мобильными телефонами, беспилотными электромобилями на водороде и, возможно, орбитальной космической станцией. Как власть будет «договариваться» с таким обществом, хорошо сформулировал в 1920 году Евгений Замятин в романе «Мы»: «Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, – наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово».
комментарии(0)