Инфографика сайта culture.ru
Пушкинская карта – безусловно, один из важнейших государственных проектов в культурной и социальной сферах. Придуманная и запущенная в кризисный год (первый период действия – с 1 сентября по 31 декабря 2021-го), эта программа позволяет подросткам и молодым людям 14–22 лет получить депозит в 3000 руб., который можно потратить на билеты в театры, музеи и концертные залы, посетив их за государственный счет. Уже за первый месяц существования проекта карту оформили более 2 млн человек, купивших с ее помощью около 360 тыс. билетов.
В 2022 году сумма депозита будет увеличена до 5000 руб. на год, а объем зарезервированных под программу средств достигнет 6 млрд руб. Правда, и программа будет модифицирована: в новом году по Пушкинской карте можно будет смотреть российское кино в кинотеатрах.
Решение это в некоторой степени противоречит идеологии платформы, на которой возник проект. Призванный, с одной стороны, воспитывать молодежь, привлекать подростков трудного возраста к культуре, с другой – подпитывать пострадавшую в период пандемии отрасль, – проект от этих идей де-факто ушел и встроился в линию по поддержке отечественного кинематографа. Представители крупнейших сетей («Каро», «Формула кино» и других) уже объявили, что будут участвовать в программе.
Статистически – по данным исследовательской компании Ipsos за третий квартал 2021 года – 23% жителей крупных городов от 16 до 22 лет за последние три месяца ходили в кинотеатры. При этом музеи, галереи и выставочные центры за этот период посетили только 7%, театры – 6%, концертные залы – 4%. Пандемия и связанные с ней ограничения почти не отразились на предпочтениях молодежи: кинотеатры остаются самым популярным местом проведения досуга. Пушкинская карта, по идее, должна была сократить этот разрыв. Однако есть опасения, что большая часть средств Пушкинской карты начнет уходить кинотеатрам, а отечественный кинематограф будет трубить о победе над Голливудом.
Систематическая поддержка российского кино началась при Владимире Мединском. Тогда был запущен формат питчингов (конкурсов), выделено дополнительное финансирование, сформулированы эстетические и тематические приоритеты (патриотическое кино, закаляющее нацию). Во благо проката сдвигались премьеры голливудских блокбастеров, чтобы в горячие даты (праздники, каникулы) в кинотеатрах запускались премьеры отечественных фильмов. Результат такой политики налицо: по данным Фонда кино, в 2021 году доля российского кино в общих кассовых сборах (по итогам первого полугодия) составляла 41% (8,9 млрд руб.), а соотношение количества проданных билетов на российские и зарубежные фильмы составило 33,7 млн против 46,6 млн штук.
Сменившая Владимира Мединского в кресле министра Ольга Любимова, как известно, ранее возглавляла Департамент кинематографии. Поэтому неудивительно, что она не блокировала инициативу добавить кинотеатры в реестр Пушкинской карты.
Сегодня по ней можно купить билеты на тысячи мероприятий (все они проходят отбор экспертной комиссии): от Большого театра до сельской библиотеки. И если Большому театру отток средств не грозит потерей зрителя или доходов, то провинциальным театрам или выездной филармонической деятельности опять не повезло. Подобные учреждения культуры начали, например, разрабатывать специальные молодежные программы, в том числе для гастролей по региону. Однако в конкуренции с кинотеатрами они проиграют.
Пушкинская карта должна была отвлечь молодежь от условных «гаджетов, телевизора, компьютеров» и привести в учреждения культуры. С появлением же в списке кинотеатров, куда молодежь активно ходит и сама по себе, государство в очередной раз поддержит кинематограф и, по сути, отнимет посетителей у музеев и театров.
комментарии(0)