Фото Reuters
На форуме «Новые горизонты» российского общества «Знание» представители власти сделали важные заявления, касающиеся будущего интернета в стране. В частности, глава Минцифры Максут Шадаев сказал, что в России не планируется закрытие YouTube, просто нужно создать «конкурентоспособный аналог» видеохостинга. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что российские граждане «не останутся без интернета». А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков даже допустил разблокировку признанных экстремистскими соцсетей.
В Сети уже можно прочитать ироничные комментарии по поводу «оттепели». Делать выводы, конечно, рано. Тем не менее есть горизонт ожиданий, заданный событиями последних месяцев. Можно сказать, что прямо сейчас зона привычного (до 24 февраля) медийно-потребительского комфорта сокращается не так стремительно, как многие предвидели. Граждане готовились к очень скорой блокировке YouTube, «Википедии» и даже к запуску аналога Великого китайского Файрвола, переходу к «суверенному» интернету. Пока этого не произошло.
Логика блокад и ограничений в интернете была понятной. Это логика специальной операции, подавления информационных «огневых точек» противника – Украины или коллективного Запада. Все заблокированные ресурсы были и остаются доступными благодаря VPN-сервисам. Есть заявления о том, что власти борются с такими сервисами, но едва ли их действия можно считать достаточно эффективными. Дело в целесообразности. Наверху скорее всего понимают, что критически настроенная и продвинутая часть общества все равно получит альтернативную информацию, потому что ищет ее. Важно было добиться того, чтобы эта информация по касательной как можно реже задевала ядерный электорат, дающий власти заоблачные рейтинги и легитимизацию любых решений. Потребительские привычки этой части социума не предполагают постоянного, осознанного выхода в иностранные соцсети, и нужно было сделать так, чтобы «неправильный» контент не попадал к таким гражданам случайно.
Стоит заметить, что и часть продвинутого класса поддерживает власть. Заблокированные соцсети, как и YouTube, удобны и привычны не только для «либералов», но и для «патриотов», в том числе и из медийной среды. Неслучайны высказывания телеведущей Екатерины Андреевой, которая, по ее словам, продолжает пользоваться запрещенными ресурсами через VPN. Многие представители элиты принадлежат к образованному классу, равно как и члены их семей, дети. Спецоперация не завершилась быстро, потребительские неудобства оказались долгосрочными. И вопросы о будущем YouTube и интернета Шадаеву и Лаврову на форумах задают вовсе не оппозиционеры-революционеры, а вполне лояльные власти люди. Должна ли власть их слышать? Думается, да.
В чем за почти три месяца спецоперации точно преуспели российские власти, так это в контроле над медиасредой в РФ. В открытом публичном интернет-пространстве точка зрения власти абсолютно доминирующая. У каждого, кто просто хочет узнать новости, сразу появляется интерпретационная матрица. Она полностью удовлетворяет простой запрос. Задача провластных медиа и ограничительных законов заключалась в том, чтобы нарратив был убедителен для значимого большинства, и это получилось сделать, пусть подчас и топорными методами. Чтобы удовлетворить сложный запрос, сравнить нарративы, попытаться аналитическим путем прийти к условной истине, информацию нужно искать, и не каждая птица долетит до середины этой реки.
Машина ограничений редко отключается. Но и электорат власти, и сама власть неоднородны. Многим YouTube или «Википедия» удобны. Аналога им нет. Добивать их в условиях медийного доминирования власти – лишняя трата энергии. Во всяком случае, сейчас. Перезапустить машину можно в любой момент.