Фото Reuters
Российское правительство ожидает, что уже в следующем году в нашей стране начнется экономический рост и восстановление реальных доходов населения. Но этот обнадеживающий сценарий нам вовсе не гарантирован по причине непредсказуемости развития украинского кризиса. Среди возможных сценариев следует иметь в виду и переход конфликта в Украине в затяжную фазу с нарастающими издержками для российской экономики. Ведь многие эксперты справедливо считают, что России противостоит не украинская армия и экономика, а гораздо более существенный потенциал коллективного Запада. При этом союзники США предлагают Киеву доступ к масштабной финансовой и экономической поддержке.
Один из последних примеров такой поддержки – ослабление топливного кризиса в Украине за счет европейских поставок бензина. После ударов по украинским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) Евросоюз фактически взял на себя топливное обеспечение Украины, и дефицит бензина в стране был ослаблен. Нарушение работы украинских НПЗ уже перестало быть значимым фактором на пути к завершению конфликта. Ежедневно границу Украины со стороны Евросоюза пересекает до 230 бензовозов. За июнь ЕС поставит в Украину около 600 тыс. т топлива – в 10 раз больше, чем в марте.
По западным оценкам, Россия тратит на обеспечение своей спецоперации до миллиарда долларов в день. А украинский Минфин оценил свои траты за месяц боевых действий в 10 млрд долл. С военной бухгалтерией можно спорить. Но принципиальная разница в другом: РФ может опираться только на свои ресурсы и резервы, а киевский режим – на ресурсы всех стран НАТО и других союзников США.
В случае затягивания и даже расширения конфликта возврат к докризисным экономическим показателям становится малореальным. И именно этот сценарий вполне отвечает интересам наших недоброжелателей, которые провозглашали принцип сдерживания России. Поддерживающие войну западные лидеры не скрывают, что делают ставку на затягивание конфликта. Генсек НАТО Йенс Столтенберг объявил, что боевые действия в Украине могут длиться годами, и призвал не прекращать поддержку Киева, даже если цена будет высока из-за подорожания энергоносителей и продовольствия. Значит, в российских экономических прогнозах и долгосрочных программах развития желательно учитывать планы НАТО по затягиванию конфликта. И обществу, и бизнесу важно понимать, как будет развиваться страна при негативных сценариях, заложен ли в систему запас прочности. Такое планирование позволит власти просчитывать риски тех или иных решений.
Пока же в РФ, особенно среди сторонников спецоперации, доминируют надежды на скорый перелом настроений у украинских военых. Признаки этого, безусловно, есть. Но готовность к миру пока можно назвать маргинальными настроениями меньшинств в Украине. Пока, судя по данным соцопросов, здесь доминирует уверенность в победе.
Граждане РФ внимательно следят за успехами спецоперации и освобождением все новых населенных пунктов. Прогресс им кажется очевидным. Но в украинском обществе, оказывается, совершенно другие представления о реальности. Американская компания PR Newswire в начале июня опросила около тысячи украинцев и обнаружила, что более половины респондентов уверены в военных победах Украины над Россией прямо сейчас. А успехи РФ на поле боя видят только 6% украинцев. Такое представление о реальности в головах украинских граждан, безусловно, является продуктом пропаганды и репрессий за альтернативные мнения. Но этот факт не отменяет баланс общественных настроений, судя по которым, до готовности завершать конфликт в Украине еще далеко.