Фото REUTERS
Президент Молдавии Майя Санду отменила намеченную на 11 июля поездку в Гагаузскую автономию, сославшись на загруженность. Однако журналисты связали ее решение с настроениями в Народном собрании (НСГ) южного региона республики. Санду не хотела выслушивать претензии гагаузских депутатов относительно получения Молдавией статуса кандидата в члены Евросоюза без консультаций с автономией. Тем более что в Народном собрании президента страны ждали и собирались предъявить ей соответствующие претензии.
Накануне депутатский корпус Гагаузии принял декларацию, в которой отметил, что НСГ наделено полномочиями «участвовать в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова (РМ) по вопросам, касающимся интересов гагаузского народа». Депутаты обратили внимание на то, что до сих пор «НСГ не высказывалось о предоставленном Молдове статусе кандидата в ЕС, чтобы руководство Гагаузии не обвинили в создании преград на европейском пути РМ».
Однако «процесс получения Молдовой этого статуса был непрозрачным, в том числе потому, что в нем не участвовали представители Гагаузии», заявили гагаузские депутаты, отметив, что «правительство и парламент Молдовы целенаправленно пренебрегают интересами автономного образования». При этом центральным молдавским властям было указано на то, что они не учли мнение жителей автономии, «высказанное на референдуме 2014 года, когда почти 99% ее жителей проголосовали за право Гагаузии на самоопределение в случае, если Молдова утратит суверенитет».
Народное собрание предупредило Кишинев: в случае дальнейшего игнорирования Молдавией обязанностей гаранта полномочий Гагаузской автономии, НСГ попросит Евросоюз стать гарантом соблюдения их молдавскими властями. Авторы декларации подчеркнули, что рассчитывают на поддержку ЕС и в расширении полномочий автономии. Следует отметить, что президент РМ была в Гагаузии только раз. С депутатами НСГ Санду никогда не встречалась, а главу автономии с ее подачи вывели из состава правительства Молдавии. Таким образом, у гагаузов были основания для претензий к центральной власти.
Но впервые ориентированный на Россию Гагаузский регион решил обратиться за помощью в защите своих прав к Западу. Это можно объяснить безвыходным положением Гагаузии, у которой с одной стороны – Молдавия, с другой – Румыния. Общих с Россией границ у нее нет. Гагаузы по-прежнему хорошо относятся к РФ, но на фоне конфликта в Украине вынуждены обратиться за гарантиями не к Москве, а к Брюсселю.
То же может сделать и Приднестровье, которое зажато между Украиной и Молдовой, и не спешит открыто демонстрировать свою поддержку РФ. Хотя и отмечает, что процесс его развода с Республикой Молдова продолжится. На получение Молдавией статуса кандидата в члены ЕС в Тирасполе отреагировали замечанием, что у Приднестровья свои планы. При этом в непризнанной республике связывают свое будущее не с интеграцией в Россию, хотя именно это было признано приднестровцами главной целью на референдуме в 2006 году. В Приднестровье говорят о признании своей независимости. Тем более что, по словам экс-вице-премьера РМ Александра Муравского, на сегодняшний день никаких предпосылок для реинтеграции страны нет: молдавская власть ничего для этого не делает. В результате процесс развода будет усиливаться. Не исключено, что в случае открытого давления со стороны Киева и Кишинева Приднестровье может обратиться за признанием к Евросоюзу, чтобы впоследствии если и войти в ЕС, то порознь с РМ. Приднестровье, как и Гагаузия, может использовать военный конфликт в Украине в своих интересах. Расклад в регионе неизбежно будет меняться. Причем не в пользу России. Москве остается это учесть.