0
7414
Газета От редакции Интернет-версия

22.11.2023 21:05:00

Обер-прокурорские шпоры вонзаются в тело церкви

О тревожных прогнозах и предостережениях патриарха Кирилла

Тэги: рпц, патриарх кирилл, церковь, контроль, государство


red-b.jpg
Фото  patriarchia.ru
Глава РПЦ на днях произнес яркую речь, словно подводящую предварительные итоги не только своего патриаршего служения, но и определенного периода в новейшей истории. Патриарх Кирилл охарактеризовал нынешнее положение как лучшее за последние столетия. «Меня не покидает мысль, что создается некий задел на будущее, ведь никто не знает, как будет складываться жизнь, от нас это сокрыто, – размышлял патриарх. – Сегодня время благоприятное… Ни в коем случае нельзя это время упустить!» Он назвал президента Владимира Путина «православным человеком». В июле глава РПЦ уже отмечал, что власти и армия «в основном состоят из православных верующих людей».

Но при этом патриарх предостерегает от излишнего контроля государства над церковью. Еще в феврале он называл РПЦ «островом свободы». Но приходится отступать от «пастырских принципов», подчиняясь «указаниям свыше». «Церковь – это духовная сила, которая сильнее всяких политических сил», – напоминал религиозный лидер месяцем ранее.

Теперь же он привел цитату святителя Филарета (Дроздова), жившего в XIX веке, об обер-прокурорских шпорах, которые «впиваются в тело» духовенства. Кирилл также рассказал историю назначения обер-прокурором Синода «масона» и «безбожника» князя Голицына во времена Александра I. «Можете себе представить? Православная империя – а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным», – подчеркнул патриарх.

Глава РПЦ явно сосредоточился на критике синодального периода. Патриарх обращается к этой теме почти так же часто, как и к жалобам на советское время, что воспринимается как трюизм. Но даже в СССР он видит, кажется, больше положительного, чем в том времени, когда цари считались главами церкви. Этот мотив кажется тем более вызывающим, что синодальную реформу затеял император Петр I, который в наши дни числится среди собирателей русских земель и служит примером для наших современников.

Нет сомнений, что патриарха тревожат какие-то масштабные процессы в российском обществе. В конце октября он предупреждал об опасностях неконтролируемой иммиграции. «Если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность», – заявил глава РПЦ. Могут тревожить патриарха и тенденции к трансформации христианского мировоззрения в национально-религиозную идеологию с элементами мессианства. Такая опасность возникает на фоне изоляции российского и белорусского православия от церквей даже ближнего зарубежья, от христианских народов СНГ. 6 ноября патриарх в проповеди задал вопрос гражданам, могут ли они считать себя принадлежащими к русскому народу, если не посещают православный храм. Тогда это высказывание главы РПЦ вызвало недоумение в многонациональном обществе.

Снижение влияния христианских ценностей в пользу национального мессианизма способно привести к ограничению влияния духовенства на российское общество, но в еще большей степени оно подтачивает международную деятельность церкви. А ведь дипломатия – специализация нынешнего патриарха.

На этот раз он поделился своими размышлениями, находясь в Александро-Невском скиту в Подмосковье. Кафедра не столь высокая, как в столичных храмах, и атмосфера в уединенной резиденции, надо полагать, камерная. Но все же представляется, что патриарх хотел быть услышанным как можно большим числом людей. А может быть, адресовался даже не столько к широким слоям общества, сколько к конкретным людям, о которых сказал в проповеди 11 июля в Валаамском монастыре такими словами: «Если начальник повыше – с него особый спрос». 


Читайте также


Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Яков Пляйс

В поисках краеугольного камня

0
7419
Чем монашество отличается от чайлдфри

Чем монашество отличается от чайлдфри

РПЦ просит для себя исключения в законе о запрете пропаганды бездетности

0
7765
Филантроп, 1000 долларов

Филантроп, 1000 долларов

Амброз Бирс

Две истории о щедрых пожертвованиях и каменной девушке

0
4990
В Белоруссии семья и государство едины

В Белоруссии семья и государство едины

Дмитрий Тараторин

Лукашенко велел следить, чтоб выделенные детям деньги не пропивали родители

0
2300

Другие новости