0
10161
Газета От редакции Интернет-версия

23.04.2024 19:50:00

О тревожности и ее политическом потенциале

Соцопросы перестают быть полезным аналитическим инструментом

Тэги: аналитический инструмент, соцопросы, фом, доверие власти, критика власти

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Все статьи по теме "Санкционные войны"

аналитический инструмент, соцопросы, фом, доверие власти, критика власти Фото сайта kamchatka.er.ru

Из данных последних опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ) следует, что уровень недовольства властями в России очень низок. И в марте, и в апреле от 27 до 28% опрошенных сообщали социологам, что за последний месяц им приходилось слышать от окружающих людей критические высказывания в адрес властей. Это самый низкий показатель за год. Также в апреле лишь 19% в ответ на вопрос, вызывали ли действия властей недовольство или возмущение лично у них, ответили утвердительно.

В этих данных, пожалуй, нет ничего неожиданного. При этом ФОМ каждую неделю замеряет уровень тревожности граждан. И, судя по последним четырем опросам (начиная с 25 марта), этот уровень составляет от 40 до 45%. То есть именно столько респондентов сообщают, что в их окружении преобладают тревожные настроения. Здесь важны даже не сами проценты. За последний год этот показатель не раз поднимался до 45%. Однако в конце марта социологи зафиксировали резкий скачок тревожности – сразу на 10%. Как правило, это означает, что общество реагирует на актуальные события.

О каких событиях идет речь? За отчетный период собеседники ФОМ чаще всего говорили о теракте в «Крокус Сити Холле», наводнении в Оренбургской области и паводках в России в целом, а также о событиях, связанных со спецоперацией, в частности об обстреле российских территорий. Безусловно, все это может влиять прежде всего на чувство безопасности у граждан.

Логика общественно-политического процесса, причем в странах с разной степенью развития демократии, предполагает, что тревожность граждан так или иначе конвертируется в критику в адрес властей – региональных, федеральных, любого уровня. Поведение российских властей показывает, что они эту логику понимают. Депутаты начинают выступать с инициативами разной степени жесткости и даже радикальности, главе государства приходится одергивать губернаторов-докладчиков на совещаниях, позволяющих себе слишком легкий тон, спецслужбы задерживают и допрашивают подозреваемых в совершении теракта. Вся система на разных уровнях приходит в движение.

Однако, судя по данным замеров ФОМ, конвертации не происходит. Граждане могут тревожиться. Их вопросы и требования, адресованные власти (например, обеспечить безопасность), были бы справедливыми и понятными. Но этих требований как будто нет – во всяком случае их не становится больше, чем обычно.

Если это действительно так, то стоит признать, что российские власти добились невероятного успеха. Граждане доверяют им, что бы ни происходило. Даже если в случившемся есть доля ответственности властей разного уровня, граждане верят, что это можно исправить – и это сделают те, кого они выбрали (или кого им назначили).

Возможны, впрочем, и другие интерпретации. Например, тревожность сама по себе стала новой нормальностью. С одной стороны, так человеческая психика реагирует на опасность и катастрофы. С другой стороны, человек проявляет разумную пассивность в отношении событий, повлиять на которые он не может – или опасается. Граждане также могут хорошо чувствовать сложившуюся конъюнктуру. Она не очень располагает к критическим высказываниям в адрес власти, потому что путь от обычной критики до административного и уголовного дела порой преодолевается очень быстро.

В таком случае соцопросы, содержащие политическое измерение, просто теряют смысл, перестают быть полезным аналитическим инструментом. Неслучайно их становится все меньше, а известные социологические организации предпочитают узнавать, где граждане любят отдыхать, сколько хотели бы зарабатывать, что для них счастье и т.д. При этом власти, вероятно, получают другие данные для внутреннего пользования и реагируют именно на них. 


Читайте также


Цифровые двойники выводят нефтяников на новый уровень

Цифровые двойники выводят нефтяников на новый уровень

Татьяна Астафьева

Представители научного комплекса "Роснефти" получили еще одну профессиональную награду

0
2781
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
2110
О стерильности системы политической конкуренции

О стерильности системы политической конкуренции

Кривые поддержки оппозиционных партий – это почти прямые линии

0
3397
У россиян растет доверие к бизнесу, но снижается желание участвовать в нем

У россиян растет доверие к бизнесу, но снижается желание участвовать в нем

Ольга Соловьева

Граждане ждут поддержки и от государства, и от частных предпринимателей

0
2817

Другие новости