0
6104
Газета От редакции Интернет-версия

05.06.2024 18:11:00

Кинопроизводители погружают россиян в сказочную жизнь

Объемы госфинансирования жанра фантастических фильмов за 10 лет увеличились в 10 раз

Тэги: кинопроизводство, госфинансирование, фантастическое кино


кинопроизводство, госфинансирование, фантастическое кино Кадр из фильма "Чебурашка" (2022, реж. Дмитрий Дьяченко)

Анализируя российские фильмы, которые пользуются государственной поддержкой, в последние годы можно наблюдать постепенную смену повестки: байопики о героях советской эпохи уступают место совсем другим фильмам – сказкам и ремейкам советского кинонаследия, зачастую «в одном флаконе». Особенно заметен этот процесс стал после 2022 года, но обозначился чуть раньше.

Начиная с 2021 года в прокат вышло несколько серий саги «Последний богатырь» (и эта история развивается, впереди – «Финист. Первый богатырь»), фильмы «Конек-Горбунок», «Красная шапочка», «Баба-яга спасает мир», «По щучьему велению», «Чебурашка», мультипликационные фильмы «Руслан и Людмила», новые сюжеты о трех богатырях, «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед», в будущем планируются к показу сказки «Огниво», «Василиса», «Волшебник Изумрудного города», «Буратино». Летом в прокат выйдет фильм Алексея Попогребского «Самая большая луна» – фантастический боевик о людях, наделенных сверхспособностями. Отметим, что один из самых успешных фильмов сегодняшнего проката – «Сто лет тому вперед», снятый по романам Кира Булычева про школьницу из будущего Алису Селезневу.

Эксперты подсчитали, что на фильмы-сказки, которые вышли и выйдут в 2024 году, государство потратило более 2,2 млрд руб., и это рекордная для жанра сумма. Для сравнения: в 2015 году на сказки государство потратило 200 млн руб. С того момента сумма, с поправкой на период пандемии, ежегодно росла: за девять лет она увеличилась более чем в 10 раз. Более того, отмечают исследователи отрасли, создание сказок государство спонсирует более щедро, чем фильмов, посвященных острым моментам в истории ХХ и XXI веков (в их числе – «Воздух» Алексея Германа-младшего о женщинах-летчицах во время Великой Отечественной войны и «Позывной «Пассажир» о событиях в Донбассе), на них было выделено около 1 млрд руб.

Увеличение доли сказок и фантастики объясняется их популярностью у зрителей: большинство картин имели успех в прокате. «Чебурашка» и вовсе побил рекорды, став самым кассовым российским фильмом в новейшей истории. Только за первую декаду проката он собрал более 3 млрд руб., и есть неподтвержденная информация, что появится продолжение фильма.

Но можно обратить внимание и на то, что государство (а финансирование картин можно рассматривать как госзаказ) наращивало долю сказочного контента в условиях сложного эмоционального состояния общества, которое тревожно реагировало на события последнего времени – присоединение Крыма в 2014 году, последовавшее введение санкций против РФ, начало спецоперации и мобилизацию, на громкие заявления о перспективе применения ядерного оружия.

Сказки и фильмы о райском технологичном будущем приглушают негатив, так или иначе сегодня затрагивающий любого человека, создают иллюзию мирной счастливой жизни, где добро всегда побеждает зло, а в ином случае злодеи раскаиваются, желая «жить дружно». Где сильные, смелые, бесстрашные герои, готовые жизнь отдать за спасение любимых людей или даже всего мира, обязательно одолеют любую нечисть. Для производителей кино уход в Зазеркалье – тоже безопасный вариант для того, чтобы остаться в профессии, снимая картины, к которым не возникнет претензий ни у регуляторов, ни у ищущих крамолу «представителей общественности». Драма из кинотеатров постепенно уходит – ее достаточно и в жизни, считают идеологи, а людям нужна сказка, ощущение, что в конце концов все будет хорошо. За этим и пойдут в кинотеатр, и как следствие – будет расти выручка. Особенно если фильм окажется действительно удачным, таким как «Чебурашка». 


Другие новости