Фото Reuters
Вопрос, кто из европейских политиков займет пост председателя Комиссии ЕС после поражения леволиберальных сил на прошедших в июне выборах в Европарламент, остается пока нерешенным. Как считает один из ведущих экономических обозревателей Германии Габор Штайнгарт, решающим фактором может стать окончательное решение вопроса о будущем электромобиля на европейском рынке.
Как известно, Комиссия ЕС под давлением ее нынешнего председателя и претендентки на новый срок Урсулы фон дер Ляйен приняла в феврале 2023 года решение о том, что с 2035 года в странах ЕС будут выдаваться разрешения на допуск к эксплуатации только электромобилей. Таким образом, все автомашины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) должны будут постепенно исчезнуть с европейского рынка. Несмотря на активную пропаганду «зеленой» части общественности в пользу электромобиля, в Европе у него пока много противников.
Согласно недавнему опросу немецкого института по изучению общественного мнения Forsa, 30% немецких автоводителей предпочитают пока ДВС. На покупку электромобиля сейчас решились бы, согласно опросам, только 16% (по данным Аленсбахского института по изучению общественного мнения – 17%) граждан ФРГ, а на приобретение гибридного автомобиля – 19%. Сомнения у автовладельцев по-прежнему вызывают батареи, производство которых носит скорее антиэкологический характер. Этим батареям пока не хватает емкости, охвата зарядной сети. На одной зарядке нельзя уехать далеко. Понятно, что искреннего экологиста смущает и тот факт, что электрический ток, который используется для зарядки электромобилей, не вполне «зеленый». Ведь это и электроэнергия угольных электростанций, и «атомное» электричество, поступающее по импорту от французских АЭС.
Не последнюю роль играет и высокая стоимость электромобилей по сравнению с транспортом на ДВС. Немецкое государство уже приступило к сокращению субсидий ввиду трудностей с бюджетом. А угроза вытеснения дешевых китайских электромобилей с европейского рынка заградительными пошлинами заставляют автовладельцев вновь обращать внимание на автомобили с ДВС. Тем более что сейчас на улицах всех городов мира находятся 1,6 млрд автомобилей, и 98% из них – автомобили с ДВС. Электромобили в мировом разрезе остаются пока нишевым продуктом. И в ЕС их продажи снижаются. По данным статистики, доля продаваемых сейчас в Европе электромобилей составляет только 12,5% от общего числа сбываемых легковых автомашин. Сами автопроизводители давят на политиков в пользу пересмотра решения о фактическом запрете ДВС. В частности, немецкие фирмы, по данным СМИ, начали сворачивать свои программы производства электромобилей. Эксперты американского Citibank пришли к выводу, что предположения относительно перехода на новый вид личного транспорта оказались слишком оптимистичными.
Победившие в июне на выборах в Европарламент консервативные политики решили изменить принятое в феврале прошлого года решение в пользу возрождения ДВС. Социал-демократы и зеленые продолжают придерживаться принятых решений в пользу электромобиля. Но теперь они в меньшинстве. Габор Штайнгарт делает вывод, что Урсуле фон дер Ляйен придется под давлением фактов коренным образом пересмотреть свой подход к переходу на электромобили. Сможет ли она совершить такой поворот в своем сознании? Поверят ли ей консервативные депутаты Европарламента? Если она согласится на выдвижение своей кандидатуры и не пройдет процедуру выборов и утверждения, ей придется навсегда покинуть политическую сцену.