Фото агентства городских новостей "Москва"
Госдума поддержит предложенный МВД проект закона, расширяющий перечень правонарушений, за которые предусматривается выдворение мигрантов из России. Об этом еще до голосования заявил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. Поправки предлагают внести в 20 статей Кодекса об административных нарушениях. С подачи главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина такого рода законы, призванные контролировать мигрантов и миграцию, стали называть хорошими. Ранее Госдума уже в первом чтении одобрила пакет законопроектов об усилении полицейского контроля над приезжими.
По сути, предлагаемые – и принимаемые – поправки переводят приезжих в отдельную категорию преступников. В пояснительной записке к тому пакету, который в Думе обещали рассмотреть и поддержать, приводится статистика правонарушений иностранцев за 2020–2023 годы и говорится, что показатели не снижаются. Там также отмечается, что «противоправная активность иностранных граждан» в последние годы усилилась, она «зачастую сопровождается насильственными действиями, создающими угрозу жизни и безопасности граждан, применением силы в отношении представителей власти, а также воспрепятствованием нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры». Иностранные граждане, как сказано в записке, «в отдельных случаях открыто выражают свое неуважение к общероссийским ценностям, допускают разжигающие межнациональную рознь высказывания» (см. «НГ» от 10.07.24).
Выделение «отдельных случаев» в таком значимом документе превращает их в тенденцию. В этом плане (да и во многих других) поправки соответствуют правде политического момента. После теракта в «Крокусе» внимание к вопросу миграции повысилось. Рейды в местах проживания приезжих, усиленные проверки, случаи выдворения стали повседневностью. Антимиграционная риторика, подзабытая в последние годы, вернулась в политический дискурс. Более того, если раньше она была характерна преимущественно для националистов разной степени умеренности и системных политиков, которые пытались с ними заигрывать, то сейчас разговор о преступлениях мигрантов, необходимости уважать российские ценности становится мейнстримом.
Это можно считать допустимым обострением внутренней политики. В стране сохраняется многопартийность. При этом партии чувствуют и понимают, что оказались во времени серьезных дискурсивных ограничений. Антимиграционная риторика позволяет выпустить пар, завязать дискуссию, хотя бы в какой-то области разойтись с другими политиками и партиями по разным углам, продемонстрировать отличие.
Однако и здесь работает инерция, свойственная российской политической системе. В стране, конечно, существуют влиятельные силы, заинтересованные в труде мигрантов. Это может быть и крупный бизнес, и региональное руководство. Но они едва ли станут отстаивать свой интерес в политической дискуссии. Потому что любая допущенная наверху риторика, в том числе и антимигрантская, воспринимается как новый курс, генеральная линия, идти поперек которой – себе дороже.
Если это и правда новый курс, то как быть с ностальгией по многонациональной советской империи? Эту идею придется заменить «собиранием русских». И станет не вполне уместно напоминать о вековых связях с Центральной Азией, воспринимать чуть ли не как предательство желание государств в этом регионе искать себе других стратегических партнеров. Если Москва – центр притяжения для бывшей империи, то получается, что и миграция естественна.